Когда мама счастлива, возникает "межличностная нейронная связь" с ребенком

Мозг матери и мозг ребенка могут синхронизироваться и работать вместе как «мегасеть» в те моменты, когда мать выражает положительные эмоции. Это помогает ребенку учиться и способствует развитию его мозга.
В исследовании, опубликованном в журнале NeuroImage, для анализа мозговых сигналов у мам и младенцев использовался метод двойной электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Было обнаружено, что в процессе взаимодействия матери и ребенка синхронизируются их мозговые волны - возникает эффект, известный как межличностная нейронная связь.
Матери и дети, как правило, проводят много времени вместе в положительном эмоциональном состоянии, в котором и происходит синхронизация работы мозга. Исследование показало, что положительное взаимодействие с длительным зрительным контактом повышает способность мозга матери и ребенка функционировать как единая «мегасеть". Это способствует эффективному обмену информацией между матерью и младенцем.

«Из нашей предыдущей работы мы знаем, что, когда нейронная связь между матерями и младенцами является сильной, дети становятся более восприимчивыми и готовы учиться у своих матерей», - говорит доктор Вики Леонг из факультета психологии Кембриджского университета, который руководил исследованием. «На этой стадии жизни мозг ребенка обладает способностью значительно меняться, и эти изменения обусловлены переживаниями ребенка. Используя положительный эмоциональный тонус во время социальных взаимодействий, родители могут лучше связываться со своими детьми и стимулировать развитие умственных способностей ребенка ".
Исследование показало, что положительное взаимодействие с длительным зрительным контактом повышает способность мозга матери и ребенка функционировать как единая «мегасеть". Это способствует эффективному обмену информацией между матерью и младенцем.
Результаты экспериментов также свидетельствуют о том, что дети при общении с депрессивными матерями демонстрируют меньший уровень обучаемости из-за ослабленной нейронной связи между матерью и младенцем. Матери, которые испытывают постоянно отрицательное психическое состояние из-за клинической депрессии, имеют тенденцию меньше взаимодействовать со своим ребенком. Их речь неэмоциональная, у них гораздо меньше зрительного контакта, и они реже реагируют, когда их ребенок пытается привлечь их внимание.

«Наши эмоции буквально изменяют способ, которым наш мозг делится информацией с другими - положительные эмоции помогают нам общаться более эффективно», - говорит доктор Леонг. «Депрессия может оказать сильное негативное влияние на способность родителей устанавливать связь со своим ребенком. Все социальные сигналы, которые обычно способствуют установлению связи, менее доступны для ребенка, поэтому ребенок не получает оптимальных эмоций, необходимых для развития".

Эмоциональное общение между родителями и их детьми имеет решающее значение в раннем возрасте, но мало что известно о его нейронных основах. Это первое исследование с изображением мозга двух родственных людей, в ходе которого показано, как влияет межличностная нейронная связь детей с их матерями на эмоциональное качество их социального взаимодействия.
Источник: Santamaria, L., Noreika, V., Georgieva, S., Clackson, K., Wass, S., & Leong, V. (2019). Emotional valence modulates the topology of the parent-infant inter-brain network. NeuroImage, 116341. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2019.116341