ЭРИКСОНОВСКОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПЕРЕПРОИГРЫВАНИЕ В НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГИИ ГИПНОЗА (ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ)
Реальные обстоятельства этого сна: невропатолог, заполняющий медицинскую форму, спрашивает меня: Что произойдет, если ваша болезнь приведет к потере физической самостоятельности настолько, что вы не сможете работать?
Я мрачно усмехаюсь и, находясь в Эриксоновской позиции, шутливо отвечаю: «Хорошо, но я же не рабочий чугунолитейного производства, Вы это прекрасно знаете.»
Той ночью мне приснился сон. Огромный человек, похожий на Пола Баньяна, в адской жаре чугунолитейного производства работает гигантскими железными плоскогубцами и клещами, манипулируя небольшими металлическими объектами. Он собирается научить меня, как правильно это делать. Мне страшно от того, что он заметил меня, и я одновременно благодарен ему за помощь.
Я объясняю этот сон по аналогии с методом трудотерапевта, который восстанавливает мою глазодвигательную координацию, давая мне упражнения, такие как складывание паззлов, сбор маленьких металлических объектов пинцетом и т.д. Я рассказываю ему об этом видении и даю свою интерпретацию: Пол Баньян — метафора внутреннего неявного исцеляющего процесса, работающего через генную экспрессию и нейрогенез, которые сейчас активированы трудотерапией для того, чтобы восстановить мой мозг. Он никогда не слышал об этой новой науке восстановления, но я говорю ему, что моя новая книга скоро будет опубликована, и он сможет прочитать об этом (Rossi, 2002a). Просто я слишком измучен, чтобы объяснить ему все это прямо сейчас. Поскольку я продолжаю эмоционально проигрывать это видение в активном воображении, фигура Пола Баньяна становится похожей на образ Вулкана. Мой Вулкан немного похож на г. Спока из Звездного Похода. Он — как кроваво-красный китайский апельсин с телом грозы, простирающимся от центра земли к небу. У него массивные мускулы и безразличное выражение лица. Он ничего не говорит, и он едва замечает меня, но даёт мне понять, что он — дружелюбный джинн, пробуждающий источники жизненных сил.
Хорошо, я вызываю его прямо сейчас! После того, как целую неделю я наблюдал за ним и его огромными железными инструментами, Вулкан наконец активируется в моем воображении. Однажды утром я проснулся со слезами благодарности, увидев, что Вулкан ударяет по огромному пылающем золотому слитку на мощной наковальне и световые блики пляшут в такт его ударам. Я получаю подтверждение, так как чувствую этот ритм всякий раз, когда вызываю этот образ в моем активном воображении. На одном уровне это удивительный опыт — драма, которую я переживаю в процессе выздоровления. На другом уровне, я признаю, что эта позитивная эмоция полезна для меня, и снова перепроигрываю ее. Эта внутренняя драма, в которой я являюсь и целителем и исцеленным, напоминает мне о том, что Милтон Эриксон делал акцент на на ценность таких многоуровневых состояний в психологическом развитии и исцелении. Это целебное сновидение и эмоционально усиленное воображение означают, что мое восстановление будет облегчено реальным и образным переигрыванием таких упражнений, как управление клещами Пола Баньяна, представляющего архетип Вулкана.
По иронии судьбы, это и есть квинтэссенция моей новой книги (Rossi, 2002a), которая была закончена за несколько месяцев до инсульта. В ней я описываю возможный молекулярный механизм восстановления через активный исцеляющий. Как известно из нейронаук, исцеляющий ген и мозговая пластичность стимулируют синаптогенез и нейрогенез дифференцированием стволовых клеток и их созреванием в мозге через познавательно-эмоционально-поведенческие события. Это и есть основной механизм исцеления, которое делает реабилитацию возможной (Cohen-Cory, 2002; Kandel, 1998; Nakatomi и др., 2003; Rossi, 2002b, 2003a, b и c).
Пациенты с потерей сенсомоторных функций из-за физической травмы, сердечно-сосудистых приступов, инсульта, и т.д., например, могут быть реабилитированы через трудо- и физическую терапию, которая активизирует их поведение (Spedding и др. 2003). До недавнего времени этот молекулярно-геномный механизм реабилитирующего исцеления активацией поведения так не был понят.
Новая гипотеза нейронаук состоит в том, что познание и поведение инициируют активно-зависимый исцеляющий ген. Этот активно-зависимый исцеляющий ген инициирует исцеление посредством генерации протеинов, которые улучшают пластичность мозга и трансформацию стволовых клеток в новые ткани. Эти процессы могут быть запущены в течение минут и продолжаться в течение часов, дней и недель, необходимых для полного восстановления (Gage, 2000; Kempermann и др. 1997, 1999; Van Praag и др., 2002).
Мы еще не знаем всех возможностей и ограничений этого нового подхода нейронаук к исцелению и реабилитации (Johansson, B. (2000). Когда подопытные животные испытывают чувство новизны, обогащение окружающей среды и физические упражнения, zif-268 ген, выраженный в течение их сна, REM (Ribeiro и др., 1999) Zif-268 ген (IEG) и связанный поведенческим состоянием ген, который ассоциирован с поколением протеинов и факторов роста, облегчают синаптогенез и нейрогенез, т.е. рост мозга. Bentivoglio и Grassi-Zucconi (1999) ставят вопрос о таких генах, которые представляют фундаментальный интерес для терапевтического гипноза.
Индукция IEG обнаруживает активацию нейронных сетей в различных поведенческих состояниях. Несмотря на это, полученные данные не дают ответа на множество вопросов. Играют ли области, в которых IEG меняются в течение сна, определенные роли в регулировании этих физиологических состояний и в общей 'перезагрузке' поведенческих состояний? Действительно ли генная индукция — ключ к пониманию чередования сна и пробуждения, а также фаз быстрого и медленного сна?… Может ли поведенческая зависимая от состояния индукция IEG лежать в основе, по крайней мере частично, механизмов познания? Колебание IEGs дает выражение целевых генов, и ставит другие вопросы: может ли транскрипционный каскад объяснить биологическую потребность и значение сна? Объясняет ли это молекулярные и клеточные механизмы пробуждения, настороженности, и вообще, сознания?
Whitney и др. (2003) недавно показал, как индивидуальность и изменение в циркадных образцах генной экспрссии в человеческой крови могут быть соотнесены с микромассивом ДНК (генный чип), для их исследования.
В многочисленных исследованиях делаются попытки описать изменения в образцах исцеляющего гена, связанные с различиями в типах клеток и ткани, физиологических процессах и болезни… Профили генотипов также помогают определить сложные биологические процессы, связанные со здоровьем и болезнью в естественных условиях… Степень, природа, источники изменения в генном выражении среди здоровых людей — фундаментальный, но все же в значительной степени неизведанный, аспект человеческой биологии. Будущие исследования программ генной экспрессии, связанных с болезнью, и их потенциального использования в диагностике, будут зависеть от понимания различий между людьми — возрастных, гендерных и др.
Периферийная кровь — это доступный источник клеток для этих исследований. Кроме того, циркулирующие лейкоциты могут рассматриваться как разведчики, которые непрерывно,бдительно и всесторонне наблюдают за появлением инфекции и других угроз. Реакция генной экспрессии циркулирующих лейкоцитов может обеспечить раннее обнаружение опасности. (P.1896, добавленный курсив)
Эта новая технология оценки быстро изменяющихся профилей исцеляющего гена (Rossi, 1999, 2000c, 2003a, b, c) во время травмы, напряжения, и выздоровления может обеспечить самые ранние и самые эффективные меры взаимодействий тела и сознания, модулированные терапевтическим гипнозом. Это означает, что микромножества ДНК могут быть использованы как наиболее чувствительная, всесторонняя, и надежная мера нейрогенеза и выздоровления, что составляет основу терапии Эриксона, его натуралистического (1958/1980) и утилизационного подхода (1959/1980) к «нейро-психо-физиологическому» терапевтическому гипнозу и восстановлению (Эриксон, 1948/1980).
Я перечитываю работу Эриксона (1970/1980) о натуралистическом подходе в лечении психотического пациента «Эдварда К.», которому предлагалось использовать его травмирующие переживания путем переигрывания их более безвредным и терапевтическим способом много раз подряд в ходе гипнотерапевтических сессий таким образом:
'Переживайте то же самое переживание с тем же самым эмоциональным значением, но несколько иначе. На сей раз, возможно, не будет так темно. Возможно, Вы можете видеть чуть четче. Это будет неприятно, но это уже не будет травмировать так сильно. В течение четырех минут развивалось переживание; и 20 минут спустя, истекая потом, Эдвард сказал: «Это было плохо. Это было ужасно плохо. Но это не травмировало так сильно, как раньше… » Затем его просили повторить то же, но пережить это с меньшим количеством боли, меньшим количеством дискомфорта, и мечтать более ясно — чтобы видеть характеры более четко. Его пальцы сжали мою руку, и работа продолжалась. Наблюдаемое поведение было по существу тем же самым. Продолжительность была снова приблизительно 20 минут. (стр 62-63)
Такие интенсивные состояния психобиологического пробуждения были характерны для многих из примеров работы Эриксона (Rossi, 1973), когда следствием терапии была внутренняя перестройка поведения, достигнутая непосредственно самим пациентом… …опыт реструктуризации его собственного жизненного опыта, который заканчивается излечением, а не просто демонстрация отзывчивого поведения, которое может, в лучшем случае, удовлетворить только наблюдателя .. Так Эриксон показывает, какой ход мыслей запускает нейропсихофизиологический процесс.
Рудольф Отто (1923/1950) сформулировал понятие numinosum, как состояние усиленного психобиологического пробуждения обаяния, тайны, и потрясения, чтобы описать интенсивное эмоциональное пробуждение в духовных практиках натуралистического исцеления. Я предложил творческое перепроигрывание эффекта novelty-numinosum-neurogenesis как обновление ранней концепции Джеймса Брэйда (1855/1970) «Физиологии обаяния» как основного психобиологического механизма терапевтического гипноза — исцеление через культурные и духовные аспекты искусства (Rossi, 2002a).
Творческое перепроигрывание эффекта новизна-нуминозность-нерогенез в искусствах, гуманитарных науках и культурных ритуалах: обогащая положительные события жизни, которые вызывают эффект novelty-numinosum-neurogenesis в процессе творчества в искусстве, музыке, танце, драме, юморе, литературе, духовности — чувства страха, радости и культурные ритуалы могут оптимизировать психосоциальную геномику сознания, личных отношений и выздоровление.
Вся история человеческих подходов к исцелению, которые вызывают эффект novelty-numinosum-neurogenesis — от древних духовных ритуалов изгнания нечистой силы, шаманизма, ходьбы по углям, до все еще «таинственных» методов иглоукалывания, энергетических техник, и нейронной обратной связи — база данных для этой гипотезы. Психобиологическое исцеление в процессе экстатических религиозных ритуалов (numinosum), вовлечение объединенного смысла очарования, таинственного, и огромного имеет много общего с современными ритуалами исцеления связанного с группами самоусовершенствования, программами «Двенадцати шагов», и так называемыми «чудесными излечениями» терапевтического гипноза. Я выдвигаю гипотезу, что так же, как отрицательные состояния эмоционального пробуждения могут пробудить психогеномную сеть, чтобы начать генные каскады выражения, приводящие к перепроизводству белков напряжения и болезни, так и положительные психологические события могут начинать эффект novelty-numinosum-neurogenesis, чтобы облегчить генное выражение, нейрогенез, решение проблемы, и исцеление.