Сила каждого крыла В каждом из крыльев заключена большая сила.
Присутствие с Эта сторона практики помогает нам разными способами:
- Учит нас тому, что всё течёт и меняется, что всё непостоянно.
- Помогает увидеть вещи ясно, без помех (которые возникают, когда мы пытаемся как-то повлиять на происходящее).
- Показывает, что всё идёт своим чередом, без нашего вмешательства.
- Учит принятию и отпусканию. Как говорил известный учитель Аджан Чаа (Ajahn Chah): «Если вы отпустите чуть-чуть, то обретёте чуть-чуть успокоения. Если отпустите много, то обретёте много счастья. Если вы отпустите полностью, то познаете полное счастье».
- Подчёркивает важность осознавания самого по себе. Мы всё больше отдаёмся тому, чтобы быть осознаванием, пребывать в чистом присутствии.
- Показывает ценность замедления, недеяния, расслабления и покоя.
- Вы начинаете ценить вещи такими, какие они есть, — в том числе и себя самого.
Работа с Плоды и результаты состоят в следующем:
- Совершенно реальные изменения в теле, уме и сердце. Можно сказать об этом так: вы становитесь лучшим человеком.
- Эти очевидные изменения создают в вас убежденность и веру в то, что занятия практикой — это и есть путь пробуждения.
- Уроки тренировки ума и сердца в какой-то одной области имеют так называемые «видовые признаки», которые можно использовать и в других областях (например, развитие настойчивости).
- Внутренние нравственные взгляды, которые намного полезнее, чем им отсутствие.
В свете этих преимуществ, подчас сильная критика «работы с» вызывает недоумение. Например, Томас Мур в своей «Заботе о душе» (по большей части, это замечательная книга) не соглашается с использованием подходов, направленных на решение проблем, таких как когнитивно-бихевиоральная терапия. Джон Кабат-Зинн (которого я глубоко уважаю и который сделал выдающийся мировой вклад в развитие душевного здоровья) также пишет: «
Не меняй себя — изучай себя. Не меняй свою жизнь — живи своюжизнь».
Хотя эта цитата может заключать в себе некоторые полезные рекомендации, обратите внимание на её резкость и представьте, как могла бы звучать обратная фраза: «
Неизучай себя — меняй себя. Не живи своей жизнью — изменяй свою жизнь».
Обе фразы, сконструированные в формате «или-или», являются упрощёнными, неполными и в конечном счете абсурдными. В буддизме (тхеравады) — так же, как и в большинстве подходов, направленных на достижение психологической устойчивости и счастья, —
делается очень сильный упор на:
- Поэтапный путь, в ходе которого практик учится на своём собственном опыте и со временем становится всё более искусным, добродетельным и благородным.
- Личную ответственность за процесс самосовершенствования.
- Ясность по поводу того, как наши действия приводят к результатам (понимание закона кармы) и, таким образом, понимание важности того, чтобы делать добро и не создавать условий для возникновения зла.
- Список благих качеств, которые нужно развивать, и список негативных качеств (например, «помех» и «омрачений», которые упоминаются в буддийских сутрах), которые нужно уменьшить.
- Добродетель и щедрость как основу подлинного душевного здоровья и духовной реализации.
- Устранение омрачений по поводу своей истинной, благородной, милосердной природы.
- В буддизме «Правильное Усилие» — это один из элементов Благородного Восьмеричного пути (четвертая Благородная Истина), которое содержит в себе «четыре правильных усилия»: способствовать развитию и поддерживать возникшие благие мудрые состояния; предотвращать и уменьшать возникшие неблагие вредные состояния.
Иногда люди воспринимают буддизм всего лишь как способ стать чуть более осознанными, расслабленными и милыми. Это отличное начало, но буддизм представляет собой намного больше. В целом, это решительный и активный путь, подчас требующий от нас напряжения наших психических мускулов. Он требует нашей полной включенности.
Но это верно и для любого другого подлинного пути исцеления и роста. Легко недооценить всю полноту задачи быть счастливым, любящим, продуктивным и мудрым человеком — так же, как легко недооценить, что на самом деле потребуется от нас для получения диплома, или воспитания ребенка, или участия в марафоне. Жизнь — это большое дело, и для того, чтобы в ней процветать, мы должны быть беззаветно увлечены тем, чтобы становиться
лучше в разных вещах — в том числе становиться лучше в … процессе становления лучше.