Очень важно распознавать «эффект водопада». Если никто вас не предупредил и вы ждете, что медитация принесет вам мир и покой, вы сильно рискуете.
Вы начинаете думать: «здесь что-то не так, мне становится только хуже», и это проблема. А вот если вы думаете: «о, „эффект водопада", как мило!», то вы на верном пути. На самом деле такие этапы только помогают трансформации.
— Некоторых людей некому предупреждать, они изучают технику медитации по книгам, статьям или лекциям на ютубе.
— Это тоже проблема. Важно практиковать с учителем. Я знаю, что хорошего учителя трудно найти — в некоторых местах выдают сертификат преподавателя через четыре недели обучения. Как можно понять, что такое медитация и как ей учить, за четыре недели?
— То есть без учителя практика может быть неправильной, хорошего учителя найти трудно, а если и найдешь, то он, вероятно, будет дорогим (например, на ваши семинары, по российским меркам, недешевые цены). Что делать?
— Наша школа, «Тергар», планирует проводить открытые классы для школ, больниц, может быть, тюрем. Запускать обучающие направления с базовым техниками медитации и на долговременной основе готовить хороших преподавателей, чтобы их было всё больше, и стоимость услуг уменьшалась.
— Вы сказали, что очень важно учитывать свои особенности и правильно выбрать тип медитации. Что бы вы посоветовали?
— Прочесть мою книгу.
— А, ну понятно!
— (Смеется.) Я имею в виду первую книгу: «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». В ней есть базовая теория медитации и много примеров того, как справляться с новым опытом.
Другой совет: в самом начале лучше не медитируйте слишком долго.
Еще важно помнить, что медитация — это не «свобода от мыслей» или «мир и покой». Это контакт с безоценочным осознанием.
— В одном из интервью вы говорили, что планируете учить в «более экспериментальном стиле», уделять внимание не только техникам медитации, но и повседневному поведению. Что вы имели в виду?
— Практика включает в себя три вещи: видение, медитацию и обязанности. Видение начинается с когнитивного уровня, то есть с обучения интеллектуальным концепциям. Медитация работает с непосредственно переживаемым опытом. Так ум (видение) и чувства (медитация) соединяются вместе.
Но чтобы началась трансформация, им нужно воплотиться в привычке.
Например, вы можете верить, что физические упражнения — это очень здорово для вашего тела и мозга. Вот вы верите?
— Конечно.
— Это видение. Когда вы делаете упражнения, вы себя хорошо чувствуете или нет?
— Хорошо.
— А некоторые люди — нет. Они обливаются потом и думают: как сложно, почему так сложно! Ум убеждает их, что спорт — это полезно, но чувства говорят обратное. Сейчас упражнения вам нравятся, так? А вы делаете их каждый день?
— Не то что бы…
— (Смеется.) А это и есть привычка. Изменить поведенческий паттерн — это очень сложно, даже если знаешь, насколько это полезно. Даже если вы чувствуете, что упражнения — это здорово, вам всё равно трудно делать их регулярно. Но без изменения ежедневных привычек практика не работает так, как нужно.
— Вы в 36 лет радикально поменяли свои привычки, отказались от жизни привилегированного тулку и стали отшельником. А какой эквивалент этому может быть у светского западного человека? Как организовать себе big bardo?
— У вас очень много возможностей. Когда вы сидите на экзамене в университете — big bardo. Когда стоите в пробке — big bardo. Когда вы начинаете отношения — big bardo. Расстаетесь — тоже big bardo. В 18 уходите от родителей — big bardo. 25 лет, возвращаетесь к родителям — очень big bardo! Потеряли работу — big bardo. Ищете новую — big bardo. Оно повсюду — главное, присутствовать в нем. Учиться через бардо, расти и расширяться через него.
— То есть не надо бросать работу, жену, детей, собаку и становиться садху? Это только для продвинутых практикующих, которые уже научились быть в бытовых бардо?
— Это для тех, кто в обычной жизни свободен от проблем: то есть тех, кто ищет проблем.
А вам окружение и так замечательно генерирует трудности. Не стоит искать себе еще!