Неочевидная философия ТАС

Ильдар Сафаров,

PhD, к.ф.н., Международный Институт Активации Сознания (IIAC)

Терапия Активацией Сознания (ТАС, Thérapies par Activation de la Conscience, Jean Becchio et al. (Жан Беккио и др.) ) появляется в эпоху прагматического отношения ко всему, что стоит и движется, и одновременного беспрецедентного роста объема знаний в области психологии и нейронаук.
В то же время мы сталкиваемся с грандиозной социально-политической встряской, которая и не снилась активистам социальных, научных и экологических движений «в меняющемся мире» каких-то 15 лет назад — на рубеже третьего тысячелетия. Активные участники этих событий проверяют себя и мир на истину/ложь, предлагая объяснения своих громких поступков общественности и СМИ.

Это же касается областей, смежных с психологией и психотерапией, например, так называемых психологических технологий. Часто без всякого интереса к основам душевной жизни — методологической, культурной или моральной, — некоторые представители технологов сознания готовы на все ради цунами доходов и статуса. Примечательно, что это предвидел А.Эйнштейн: «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов» (https://ru.wikiquote.org/wiki/Альберт_Эйнштейн).

Чтобы уменьшить вероятность расцвета поколения идиотов, считаем, что наше усилие по философскому осмыслению ТАС с синтетической математико-нейробиологической и когнитивной основой оправдано.

Для группы мыслящих, живых и устремленных смысл психотерапии – в помощи для обретения душевного здоровья и внутреннего равновесия, в улучшении качества внутренней – психосоматической и духовной — и социальной жизни. В процессе осуществления помощи ТАС продвигает человека вглубь себя, устанавливая все более надежное внутреннее равновесие и осознанную устойчивость по отношению к неблагоприятным воздействиям. Она наделяет навыками самотерапии и заботы о себе на пути развития и в динамическом равновесии взаимоотношений. Психотерапия как область практики — следствие растущей сложности жизни, и это особенно относится к активации внимания и сознания.

Некоторые отечественные экологи выразили особенность современной среды обитания печальным сравнением: если оживить А.С.Пушкина, то он проживет в нашем времени не более двух недель. Он не выдержит шквала эмоциональной нагрузки, информации и экологического загрязнения.

Среда, тем не менее, усложняется непрерывно (извините, Александр Сергеевич!), и для сохранения целостности мы вынуждены обладать соответствующей сложностью внимания, осознания и действий. Прежде мы могли опираться на социальные институты в наших повседневных нуждах, а в науке – на редукционизм эксперимента без субъекта. Сегодня же мы, если не хотим стать помощниками бездушного технологического молоха, всё больше вынуждены опираться на природу активированного внимания и осознанных действий. Проникновение в субъективную жизнь и опыт её применения нам предлагают гениальные философы и духовники на протяжении всей истории. Использовать их – нелегкий труд. «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники» (А.Эйнштейн).

Часто без всякого интереса к основам душевной жизни — методологической, культурной или моральной, — некоторые представители технологов сознания готовы на всё ради цунами доходов и статуса.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель не подозревал о том, что оказался в среди отцов-основателей философии Великой Октябрьской Социалистической Революции. Он умер на 39 лет раньше рождения В.Ульянова, и не смог возмутиться тем, как идею Абсолютного духа отбрасывали, а полноту универсума расчленяли на противостояние духа и материи. Теперь нужно забыть ленинские интерпретации Гегеля. Необходимо уяснить, что феноменология Абсолютного духа (изложенная в работе Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа» — введении в его философию) выражена в его психологии как индивидуальный процесс самораскрытия духа – от восприятия к рассудку и опыту. Однако, восприятия разнообразны, у каждого вида восприятия своё сознание, а опыт и обобщение играют разную роль в познании. Часто встречающееся «определение» сознания говорит о тесной связи сознания в смысле Гегеля с рассудком.

Для ТАС важна как граница между сознанием и неосознанным, так и работа сознания с неосознанным через активацию восприятия и сознания. Работа активации не может быть проведена только рассудочно-ориентированным сознанием Гегеля. За рассудочным сознанием располагается деятельное, интенциональное сознание из феноменологии Эдмунда Гуссерля. Оно имеет более общие свойства, и всегда направлено (интенционально).

Чтобы знание о предмете было несомненным (аподиктичным), необходимо овладеть операцией феноменологической редукции (эпохе) сознания. Однако, направленности на предмет недостаточно для постижения природы субъективного, так как субъективное в своем существе невещественно. Необходимость перенаправлять внимание и изучать сознание само по себе как волну высказывал психиатр и философ-экзистенциалист Карл Ясперс. И тогда приходится исследовать и субъективно-бытийную сторону сознания, перенаправляя его на «Бытие и Ничто» (Ж.-П.Сартра).

Тогда очевидно, что Ни-Что означает – не-вещь. Предметные определения как субъекта, так и его сознания здесь бессильны. Значит, и классические ньютоновские представления о предметном мире уступают место иной методологии исследования. Только ни-чтойность внимания и сознания не означают невозможности их изучения. Изучаем же мы математику как царицу наук, нисколько не смущаясь её невещественностью. На каждом шагу мы получаем подтверждения её истинности. В изучении основ ТАС необходимо принятие самих процессов внимания и осознания как структурированных явлений с обратными связями в сложной эволюционирующей системе «восприятие – осознание – действие – результат – обратная связь».

Эта упрощенная схема отражает очень важную дискретную субъектно-объектную последовательность, некую субъективно-важную совокупность процесса-и-события. Для ее философско-психологического изучения необходима субъектная вовлеченность исследователя в исследуемое. Эта вовлеченность полностью совпадает с позицией психотерапевта в альянсе (раппорте) с клиентом. Эта же вовлеченность совпадает с ролью наблюдателя в квантовой теории. Вот такая перспектива – изучения и объединения философии духа в разных её индивидуальных проявлениях с открытиями разных ветвей квантовой теории – ждёт методологию ТАС.