При хронической психической травматизации в детстве ребенок бессознательно запрещает себе злиться на родителей за несправедливое обращение, но аффект гнева, будучи сильным, остается. Вследствие этого происходит дисрегуляция эмоций и уже в подростковом возрасте можно видеть всплески гнева, несоразмерные ситуации. Так, первоначальная естественная реакция гнева становится устойчивой, характерологической. Гнев — реакция стеничная, которая противоположна астении, депрессивным состояниям. Гневливый человек, как правило, энергичный: его энергия продуктивно может трансформироваться в работу. Однако в личной жизни, не подавляемый правилами этикета, гнев является весьма разрушительным для отношений. В этом проявляется механизм психологической компенсации: недостаток в одном становится преимуществом в другом. По мере сохранения внутреннего конфликта энергичность, гневливость переходит в свою противоположность — сниженный фон настроения, упадок сил, иногда дело доходит до клинической депрессии. Если в области физиологии механизмы компенсации помогают организму восполнять выпадающие в силу болезни функции, то в сфере психологии компенсация только скрывает проблему в глубине бессознательного. Она тлеет словно угли, которые в любой момент готовы воспламениться.
Психическую энергию проще всего выразить через экономические понятия. Таким образом поступил Пьер Жане, который говорил, что человек — «существо экономическое». Он полагал, что при рождении нам в силу наследственности и здоровья родителей дается первоначальный капитал психической энергии. Со временем он может увеличиваться. Его увеличению способствуют успешные действия. Если действие успешно (например, завершено написание диссертации или какой-то этап работы), то естественна «реакция триумфа» — радости от завершенного действия. Она покрывает затраты психической энергии. Вместе с тем если действие не привело к желаемому результату, то происходит потеря психической силы без ее восполнения. Как следствие, чтобы не уйти в энергетический минус, следует сохранять своеобразный баланс «прибыли и убытков»: «Психическое и физическое здоровье зависит от равновесия нашего психического бюджета, существующего, когда требуемые расходы не превышают наличной в данный момент запас силы. Это равновесие может быть на более или менее высоком уровне и обусловливает разную степень жизненной активности».
По Жане существуют как психические миллионеры, так и банкроты. В последнем случае людям не хватает психологической силы и(или) напряжения. Если не хватает психологической силы, то у личности астеническое состояние, характерное для разных форм депрессии, а также соматических болезней. Любая работа истощает запас сил, в то время как отдых дает их прибавление. При недостатке психологического напряжения (гипотонии) отдых ведет к вялости, в то время как продуктивная работа прибавляет сил. Гипотония встречается при неврозе навязчивых состояний, когда психическая энергия направлена на «умственную жвачку» и тревогу. Как следствие, каждому из состояний требуется свой подход. При астении необходимо: 1) увеличение «дохода», 2) снижение психических затрат, 3) погасить «долги». Увеличение дохода состоит из простых действий: полноценного сна, правильного питания, пауз во время дня.
Погашение долгов перед энергетической системой организма связана прежде всего с внутренними болезнями и социальным окружением. Если многие болезни лечатся образом жизни и соответствующими лекарственными средствами, то с социальным окружением следует установить продуктивные отношения на основе взаимного уважения либо провести «социальную хирургию». Так, Жане рекомендовал некоторым своим пациентам прекратить контакт с людьми, вызывающими психоэмоциональное истощение: злобными, завистливыми, желающими доминировать. В то же время и самому человеку, страдающему от недостатка энергии, следует задуматься о своем отношении к другим людям и возможному вкладу в конфликты.
При недостатке психического напряжения главным средством является продуктивная работа, объективно полезная человеку. Вообще Жане был уверен, что личность — это работа, которую совершает индивид, позволяющая ему отличаться от других субъектов.
В психологической практике определить уровень психической энергии человека — значит видеть его ресурсы решения проблемы. Внутренние и внешние конфликты следует разрешать только если уровень энергии достаточен и человек не находится в астеническом состоянии. Иначе при размышлении о проблеме у него возникнет дистресс, который помешает успешным действиям. По мере увеличения психической энергии человек становится способным рассмотреть проблему с разных углов зрения, достаточно объективно по отношению к себе. В этом случае эффективность действий увеличивается, задействуется процесс научения: от простого к сложному.