Как руководитель может помочь своей команде преодолеть эти эмоциональные препятствия?
Готовясь к серии своих мастер-классов, я побеседовал с коллегой — профессором Международного института управленческого развития (IMD) Джорджем Колризером. Темой разговора стала проблема эффективного управления персоналом. Во время нашей дискуссии господин Колризер предложил несколько способов, благодаря которым можно избавиться от трудных эмоций на работе.
«Решающее значение в урегулировании конфликтных ситуаций и ведении переговоров играет сплоченность коллектива. Помните, вам не обязательно должен нравиться ваш коллега, здесь дело не в личной симпатии. Вам нужна общая цель. Тем не менее, ваша сплоченность может разрушиться, если кто-то из коллег испытывает разочарование. Если такое произойдет, попробуйте на время частично или полностью отстраниться от коллектива. Это позволит вам открыться разочарованию и пережить весь процесс.
Руководителям полезно понять, что значит пройти этот процесс переживания трудных эмоций наедине с собой и с другими людьми. Самые разные вещи могут принести разочарование: негативные отзывы, сорвавшаяся сделка, смена работы, переход на новую должность. Поэтому необходимо пережить эти чувства и эмоции в течение короткого времени, прежде чем начать избавляться от них.
Такой подход продемонстрировали лауреаты Нобелевской премии по экономике. Потеря сильнее мотивирует людей, чем прибыль. Чтобы быстро преодолеть трудные эмоции, не концентрируйте внимание на сожалении, потерях или разочаровании; подумайте о том, что должно произойти после этого, чтобы снова сплотиться и абстрагироваться от трудных эмоций.
Секрет эффективного лидерства заключается в том, чтобы уметь быстро преодолевать неблагоприятные ситуации и помочь сплотить коллектив. Чтобы снова достичь желаемой сплоченности, очень важно самому прочувствовать состояние разочарования и печали. Руководители уделяют недостаточно внимания таким трудным эмоциям.
За разочарованием следует серия этапов, в которой сотрудники переходят от отрицания к протесту и гневу, к печали и даже ощущению реального страха. Если вы видите человека сердитым или подавленным, или испытывающим страх, это значит, что он в той или иной форме разочарован. Затем следует этап принятия ситуации и рационализации. И завершается все фазой прощения и благодарности.
Прощение — это то, что мы редко упоминаем, говоря об эффективной практике лидерства. На самом деле это еще один способ преодоления неблагоприятных ситуаций.
Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию. Однако мы не можем быть чуткими до тех пор, пока сами не пройдем весь процесс разочарования. Это то, что часто упускается из виду — способность сострадать другому. Сначала прочувствуйте всю боль разочарования (печали, гнева), а затем восстановите сплоченность коллектива и эмоциональную связь с ним.
Автор статьи: Daniel Goleman