ИНТЕРВЬЮ С Д-РОМ ЖАНОМ БЕККИО

июль 2022 года, Франция, Юг-Пиренеи


  1. Жан, я знаю что в последнее время вы уже не преподаете гипноз, а обучаете ТАС - техникам активации сознания. Это так?
Я впервые познакомился с гипнозом в конце 70-х годов прошлого века. Примерно в 1977-1978 годах я открыл для себя классический гипноз, схожий с эстрадным, таким, как его практиковали в ХIX веке и в начале XX века: "Смотрите мне в глаза, я буду считать до 10 и вы заснёте!"
Я недолго занимался этим видом гипноза, так как я имел уже к тому времени университетское образование и работал в клинике, и, серьёзно оценив результаты, я сделал вывод, что эффективность такого гипноза близка к плацебо.
Кроме того, этот вид гипноза создает у пациента впечатление доминирования терапевта, который обладает властью погрузить человека его в глубокий сон. Это состояние сна пациент впоследствии не может воспроизвести самостоятельно.
И я прекратил практиковать этот вид гипноза - я понял, что метод не основан на уважении к пациенту и не дает ему возможности личностно развиваться.
Мне повезло открыть для себя в начале 1980-х годов эриксоновский гипноз, который развивал во Франции удивительный человек, (который родился в этом месте, где мы сейчас находимся (Юг-Пиренеи) профессор Жан Годен (Jean Godin).
И я был в восторге от эриксоновского гипноза, который был менее директивным и позволял пациенту проявить свою индивидуальность и успешно утвердить себя как личность.
В дальнейшем я стал преподавать эриксоновский гипноз и в середине 1990-х годов пришел к выводу (вместе с моим другом доктором Шарлем Жюсленом (Charles Joussellin) что этому подходу не хватает динамизма, он слишком комфортен и статичен. И мы создали концепцию, которую назвали "Новый психодинамический гипноз", в которой мы модифицировали язык и позу тела, придав им больше подвижности.
В конце XX и в начале XXI века мне повезло работать вместе с учеными очень высокого уровня - среди них Станислас Деан (Stanislas Dehaene), профессор College de France, преподаватель высшей Политехнической школы, который показал нам, как работает головной мозг и как функционирует сознание и внимание на основе сделанных ими величайших открытий, которые были невозможны ранее, так как не было необходимых инструментов и аппаратуры. В их распоряжении имеется один из самых мощных в мире магнитно-резонансных томографов и другое оборудование, которое показало нам, что тот гипноз, который мы практиковали раньше базировался на научно необоснованных идеях.
Догмы XIX-XX веков, на которых он был основан, сегодня признаны ошибочными. Почему? Так как они были основаны на интуитивных гипотезах, которые не были экспериментально и научно подтверждены.
Итак, мы разрушили старые догмы и создали новую парадигму начала XXI века. Результаты нового метода были научно оценены и подтверждены.
Эриксоновский гипноз, который я люблю по-прежнему, сегодня претерпел изменения в сторону упрощения. Мы отказались от всего, что было связано с догмами и оказалось ошибкой.
Резюме - когда я обучал своих учеников эриксоновскому гипнозу, я преподавал 40 основных элементов техник.
Сейчас, когда я обучаю новым техникам активации сознания, я преподаю 10 основных элементов. Это значит мы отказались от 30-ти и даже более чем 30-ти элементов техник, потому что мы ввели новые, которых не было в эриксоновском гипнозе.
Обобщая сказанное - мы теперь не говорим о гипнозе - гипноз это XIX и XX век. Этот гипноз XIX-XX века эффективен и сегодня для того, чтобы получить анестезию, когда нет необходимости проводить психотерапию - важно усыпить человека быстро и глубоко, и такой гипноз до сих пор используется.
Но для того, чтобы получить перемены в человеческой личности - провести настоящую психотерапию - здесь этот гипноз ограничен в своих возможностях и поэтому ему на смену приходят техники активации внимания и сознания.
Не мы изобретатели этой техники - она уже была открыта ранее в англо-саксонских странах как майндфулнесс (которая является особой формой наших техник также как Терапия Принятия и ответственности (ACT)- подходы которые указали нам путь.
Мы пошли дальше - в этой области которую мы сейчас называем 4-й волной психотерапии - мы упрощаем техники, привносим движение , мобилизацию и использование проприоцепции.
Вот кратко об эволюции, которая произошла за последние 20 лет

2. Почему вы пошли по пути упрощения? Мне известны многие теории гипноза и психотерапии, которые являются достаточно сложными для восприятия

Это хороший вопрос! Теории никогда не были простыми. В Библии сказано: "Блаженны нищие духом" (простодушные), а я утверждаю - "Блаженны те, кто создал простые теории".
Почему? потому что те теории, которые тебе кажутся сложными (они и мне кажутся сложными), базируются на определенной идее и исходя из этой идеи, создатели пытаются доказать ее истинность и для этого они обязаны дать множество деталей, привести множество примеров, чтобы доказать правильность этой теории.
Приведу пример - некоторые теории гипноза были построены на диссоциации и, основываясь на этом, многие авторы развили свои собственные теории и написали книги о диссоциации.
У меня эта идея всегда вызывала сомнение и в моей книге, написанной в 1992 году, ты не найдешь понятия диссоциации, так как это понятие я всегда находил странным.
Мне не удавалось представить что в головном мозге и в сознании есть барьер, и с одной стороны происходит одно, а с другой стороны - другое
Но эта теория заставляла многое объяснять пациентам, приводить примеры, доказывающие что она является верной.
А сейчас, благодаря последним научным исследованиям, доказано, что диссоциации в психике никогда не существовала.
Все зоны головного мозга человека работают одновременно, как единое целое - и каждая зона связана со всеми остальными, они взаимно влияют друг на друга, работая гармонично и взаимосвязанно.
Вот пример ложной теории, которая сама по себе является сложной и она нами упрощена - упрощена удалением ложных идей.
Благодаря работам профессора College de France Алена Бертоза (Alain Berthoz), который является моим учителем и который показал, что если вы не понимаете какой-либо феномен (в том числе в области психологии), важно найти способ его упростить. Он написал прекрасную книгу, которая имела большой успех во Франции и во всем мире, будучи переведена на множество иностранных языков которая называется Simplexite - это значит простота, которая становится еще более простой.

3. Если техники активации сознания настолько просты, значит ли это, что каждый человек любой профессии может их освоить?

Это также прекрасный вопрос. Так как эти техники являются простыми, они не привлекают людей такого рода, которые как мухи, летящие на свет или на мёд,
людей, которые привлечены зрелищным гипнозом "Спать! я этого желаю" - и люди падают - и это привлекает людей, которые ищут зрелищности.
Наша техника совсем не является зрелищной - пациент в тонусе, глаза закрыты, но он в сознании и может по желанию открыть свои глаза во время сеанса, и это не шоу - они не будет падать и смотреть на руку, которая движется, и он не будет перемещаться как фантом.
И именно поэтому наша техника не привлекает всех этих людей и я считаю - тем лучше.
Она привлекает профессионалов в области здоровья, которых ты перечислил - психологов, врачей а также медсестер, акушерок, логопедов, которые являются серьезными людьми и привлечены простотой и эффективностью этой техники.
И особенно потому, что эта техника является простой - ей легко обучить пациентов, которые могут самостоятельно практиковать её с легкостью.

4.Если каждый профессионал может с легкостью освоить и практиковать ТАС, существует ли связь этих техник с культурой, музыкой, литературой?

Да, а ещё с философией, поэзией, танцем, спортом. Все эти связи ТАС используют и имеют несомненные преимущества, благодаря этим связям. Ты видишь здесь китайскую каллиграфию, живопись японского художника Хокусаи и другие картины, которые я разместил на стенах, так как это способствует процессу обучения.
ТАС используют литературу, поэзию, философию - все то, что относится к творчеству, процессу восстановления и развлечению.
ТАС используют юмор, используют движения тела, спорт, танец - все то, что приводит тело в движение.
И всё это мы интегрируем в сеанс, адаптированный к каждому пациенту, и это всегда происходит по-разному.
Наша техника состоит из 10 технических пунктов, одних и тех же, но проходит всегда по-разному.
Не бывает двух идентичных сеансов. так как все пациенты разные.
И даже если с одним и тем же пациентом мы работаем 2-5-10-15 раз, каждый раз сеанс будет проведен по-разному, сохраняя ту же структуру.
Один раз я привнесу философию, в другой раз я попрошу посетить музей, в третий раз он будет танцевать, в другой раз он представит себя на прогулке в горах, и это не будет просто воображение - его тело будет в реальном движении и тело, и дух, и душа (если он верит в нее, как я).

5. Я знаю что в течение более 30 лет ты проводишь свои семинары во многих странах мира. Можешь ли ты сказать несколько слов своим ученикам настоящим и будущим из разных стран постсоветского пространства России, Белоруссии, Украины, Казахстана, которые очень хотят тебя видеть и принимать участие в твоих семинарах?

Мне очень повезло преподавать во Франции, и я очень люблю преподавать во Франции, потому что это язык, которым я хорошо владею, и эта утонченность языка помогает качественно провести сеанс и я очень это люблю.
Я также люблю преподавать в франкоязычных странах, не принадлежащих к нашей культуре. Например, в прошлом году я был в Марокко. Язык, который я использую там, отличается от того, который я использую во Франции, потому что духовность народа Марокко другая.
Там я много говорю о духовности, о душе, о духе и также о религии, потому что все наши братья и сестры там весьма религиозны.
Вот разница моего преподавания во Франции и в Марокко.
И когда я еду в Россию и в страны, которые ты перечислил, моя манера преподавания меняется - почему? Потому что я знаю Россию уже более 50 лет - в этом году в июне мы отпраздновали 50-летие брака с моей супругой, которая русская по происхождению. С ней я знаком со времен обучения университете, где мы учились вместе 5 лет.
Это значит что 55 лет назад я открыл для себя русскую культуру, с которой я абсолютно не был ранее знаком.
Я восхищаюсь ею и я продолжаю интересоваться культурой и историей России, которая очень богата и которая показывает, что эти народы - белорусы, украинцы, русские имеют общее происхождение. Я знаю, что Киев был первой столицей святой Руси, и все это согревает мое сердце.
Мне очень грустно сегодня видеть, что братья сражаются друг с другом. Но это ветер истории, и я знаю что он пройдёт.
И эта русская культура, которую я открыл для себя благодаря профессору Михаилу Романовичу Гинзбургу и благодаря тебе - ты подарил мне книги о русской истории, которые обогащают меня духовно.
Я стараюсь всё это привести в гармонию с моей французской культурой, чтобы качественно и интересно обучать моих русских учеников, и поэтому моя манера преподавания в России несколько отличается от преподавания во Франции.
Мы, французы и русские, культурально близки - Пушкина можно сравнить с Мольером и многие великие русские композиторы также близки к Габриелю Форе и Дебюсси,
и поэтому я нахожу, что русская душа и французский дух очень близки. Я очень люблю преподавать в России я стараюсь затронуть русскую душу, благодаря особенностям духа Франции.

6. Жан, большое спасибо! Я надеюсь тебя видеть в Москве в следующем году!

И я тебя благодарю и поздравляю, так как твой визит во Францию в июле 2022 года потребовал значительных усилий и состоялся благодаря твоему сильному желанию, которое подтверждает крепкую дружбу, которая нас объединяет. Я счастлив и горжусь этой прекрасной дружбой! До встречи в России и во Франции!

Перевод Сергея Болсуна