Mindful: Вы ведь работаете не только с болью в медицинском понимании этого слова, но и с «жизнью — страданием»?
Дж. К-З: Люди говорят: «Я пришел к этой программе, чтобы избавиться от боли. Я не знал, что MBSR затронет всю мою жизнь!» Еще во времена студенчества я познакомился с одним профессором, которому предстояла пересадка костного мозга.
Он пришел в клинику в Вустере со словами: «Я хочу научиться быть в хороших отношениях с самим собой, чтобы суметь пережить послеоперационный период в изоляторе. После нескольких сеансов MBSR он сказал: «С этими людьми, которых я только что встретил, я чувствую себя гораздо комфортнее, чем с коллегами из с моего факультета». Спросив себя, почему, профессор ответил: «Во время занятий мы живем в сообществе страдающих людей, и мы признаем, что это болезнь. Мой факультет- это такое же сообщество страдающих, но они совсем не признают своего несчастья».
Позже, сидя в вагоне метро, он осознал, что все наше общество и есть «сообщество страдающих». После этого он почувствовал себя невероятно свободным.
Mindful: Если все в наших руках и мы сами можем избавиться от многих проблем, осознав эти истины, тогда зачем проводить столько научных исследований?
Дж. К-З: Все эти исследования предоставляют доказательную базу эффективности MBSR и практики осознанности в целом, которая необходима для ее внедрения в систему здравоохранения, образования, социальной политики и т.д. Эти исследования помогают нам открыть новые возможности мозга, а также понять, каким образом можно использовать эти возможности, чтобы сделать жизнь как отдельно взятого человека, так и всего общества лучше.
Большая заслуга принадлежит Ричи Дэвидсону и его лаборатории в Университете Висконсин-Мэдисон ,а также Центру исследования здоровых умов (the Center for Investigating Healthy Minds). Уникальность его работы заключается в том, что в ней основное внимание уделяется как фундаментальным наукам, так и прикладным исследованиям, которые проводятся в реальных условиях, таких как государственные школы в Мэдисоне. Исследования о том, как можно тренировать мозг – это то, о чем несколько десятилетий назад мы и не могли мечтать. К примеру, один из действительно интересных проектов центра, финансируемый Фондом Гейтса, состоит в изучении эффектов компьютерных игр, благодаря которым можно обучить детей внимательности и просоциальному поведению, например, распознаванию чужих эмоций.
Пол Кондон из Северо-Восточного Университета — один из исследователей института Mind & Life Institute's Varela Grants, чьей работой я восхищаюсь. Его группа провела исследование, направленное на сравнение результатов от прохождения обучения практике осознанности и обучения медитации, в которой делался акцент на сострадании. Испытуемых разбили на 3 группы: первая прошла 8-недельный курс практики осознанности, 2-я – курс практики по развитию сострадания, контрольная группа не посещала занятий. Далее, по сценарию участнику было предложено посидеть в зале ожидания, в котором стояло всего три стула, причем два из них уже были заняты. Через минуту в зал на костылях заходит четвертый человек, всем своим видом показывая, что ему очень тяжело стоять и хотелось бы сесть. Два человека, которые изначально сидели в зале, сделали вид, что не заметили его.
Исследователи наблюдали за тем, сколько участников в течение двух минут преодолеют наблюдаемый эффект – «когда другие что-то игнорируют, я тоже не буду обращать внимания» — и уступят свое место человеку на костылях. Участники, прошедшие курс практики осознанности, а также те, кто прошел курс по развитию сострадания, в два раза чаще, чем в контрольной группе, уступали свои места. Исследователи также не выявили разницы между обучением осознанности и обучением состраданию.
На мой взгляд, это доказательство того, что осознанность есть сострадание и наоборот.