Позитивная клиническая гипнотерапия А.Н.Блинкова Состояние современного человека можно описать словами Александра Лоуэна: «Владеть миром и управлять своим «Я» — вот амбиции современного человека. Его постоянно преследует страх неосуществимости такой задачи и не перестают терзать сомнения в том, что ее достижение принесет с собой что-нибудь хорошее. Поскольку удовольствие, тем не менее, является поддерживающей и творческой силой личности, человек надеется на то, что, реализовав свою амбицию, обеспечит себе жизнь, полную удовольствия. Таким образом, эго подвигает человека на преследование целей, обещающих удовольствие и в то же время требующих отказаться от него»
[76].
Таким образом, невротический парадокс нашего времени — «откажись от удовольствия и радости, чтобы установить над собой власть и достичь удовольствия и радости». Но он не решается методами классической гипнотерапии, предназначенной для анестезии боли и безысходности, рожденных гонкой за призраками радости. Снятие симптомов боли и отчаяния с помощью гипноза не является нашей целью: можно модифицировать психосоматические симптомы расстройств эмоций и поведения, но мы спрячем глубже сами нарушения. Действительные механизмы утраты смысла, депрессии или иных расстройств скрыты за сложными переплетениями невротических и иных болезненных стремлений. При этом целостные взаимосвязи внутри и вне психосоматического организма, его ритмическое равновесие умственного, эмоционального и телесного остаются нераспознанными.
В основе позитивной гипнотерапии лежит знание о том, что радость и удовольствие – это эволюционные — биологические и эмоциональные — признаки здоровой, целостной и осознанной психосоматической жизни, полноты эмоционально-телесной, умственной и духовной реализации. Однако эволюционная составляющая затрагивает и весь диапазон гипнотических состояний – от легкого транса до сомнамбулизма и летаргии. Контакт с преобразующим гипнотическим состоянием – сложная и эстетически значимая работа, имеющая отношение к Ничто. Только целостные внутри- и вне-организмические связи, осознанный ритмический контакт с собой и миром, другими в удовлетворении потребностей сохраняют динамическое равновесие жизни. Индикаторы индивидуального равновесия — радость и удовольствие, здоровый цвет кожи, мягкие естественные движения и согласованное с движениями дыхание, богатырский сон. Они поддерживают процессы самоисцеления в живой системе организм-среда. Эта работа происходит в трансе разной глубины, когда случается полное «обнуление» как прежних симптомов, так и различия «счастье-несчастье».
Знания о способах восстановления здорового динамического равновесия, перенесённые на почву гипнотерапии, предполагают
согласие клиента на полноту участия в работе. Голос, дыхание, эмоции, и макро- и микродвижения терапевта, как и голос, дыхание, эмоции и движения клиента вовлекают в гипнотическую работу все системы связей организм-среда. Позитивно окрашенный транс терапевта всегда глубже границ формального классического наведения, и является базовым условием для раппорта с фокусом на позитивных состояниях и чертах клиента – актуальных, еле заметных или скрытых, но имеющихся в реальном опыте. Удовольствие и радость – это исцеляющие психосоматические процессы со своей биохимией и характерными особенностями работы систем тела и психики. Поэтому состояние гинотерапевта смещено в область любви, радостной вовлеченности и полной самоотдачи: «полная самоотдача в любой деятельности является основным условием получения удовольствия»
[77]. Оно характеризуется широким диапазоном здоровых переживаний: удивления, удовольствия, радости, благодати, принятия и признательности за раскрытие, юмора, поддержки, заинтригованности, фасцинации (внимание на клиента, волнение, захваченность моментом встречи, восхищение клиентом) и многих других. Безусловное принятие клиента и вера в его возможности (без ожидания) являются не установками, а естественным состоянием гипнотерапевта. Для эффективной работы с клиентом перед заключением контракта на гипнотерапию с ним проводится детальное мотивационное интервью. Гипнотерапевту необходимо прояснить, действительно ли клиент выражает достаточную
вовлечённость в работу, самораскрытие и
веру в положительный результат
своей работы. Интервью помогает понять, как клиент сам относится к своим состояниям удовольствия, радости и умиротворения, где и как их сам получает, как актуализирует известные ему позитивные состояния, как он откликается на явные и скрытые мотивирующие интервенции гипнотерапевта, и многое другое. Восприятие гипнотерапевта и на этапе его собственного обучения, и в практике гипнотерапии сфокусировано на самораскрытии, выявлении позитивных состояний, позитивных черт – своих и клиента. Также происходит внимательное отношение к собственной боли (клиента и терапевта) – физической и душевной. В обучении, личной терапии и работе гипнотерапевта формируется опыт, а затем и убеждение в том, что удовольствие и боль – связанные признаки, описывающие отношение клиента к любым событиям жизни, к себе и к людям. Неразрывные полярности выражают как нормальное, уравновешенное и радостное течение жизни (удовольствие, радость, умиротворение), так и её нарушения и искажения (боль, разочарование, безысходность). Здоровая уравновешенная личность объединяет собой дыхание, эмоции, движения тела и ум естественно, гибко и ритмично. В таком состоянии, как пишет А.Лоуэн, человек вибрирует, испытывает широкий спектр положительных эмоций, а удовольствие и плавные движения тела указывают на полноту контакта с жизнью на основе любопытства, жажды жизни, адекватного самоконтроля и стремления получать новый опыт.
Обращение к потенциальной позитивной силе клиента, доверие к его боли, и вера в его стремление к здоровью и счастью, доверие к эмоционально-телесному проживанию здесь-и-сейчас – отличительная черта всех упражнений и самой атмосферы в подготовке студентов НИИ КГ. При этом и обучаемый, и опытный гипнотерапевт опираются на свой «ум новичка»: гипнотерапевт открыт опыту, и не знает заранее, что и как будет утилизировать в работе в следующее мгновенье
[78]. Этому же терапевт обучает и клиента, который в творческом самовыражении становится более радостным и спонтанным. Это существенно снижает тревогу у клиента, и увеличивает его доверие к гипнотерапевту.
Включение в работу индукционно-резонансного механизма в системе «гипнотерапевт-клиент» устанавливает биоэнергетический резонанс, и запускает процессы самоисцеления у клиента. Это – одно из ноу хау программы обучения студентов НИИ КГ, которое проходит, например, с обязательной тренировкой глубинного чувствования — как тела клиента, так и особенностей поля невербального, внетелесного взаимодействия с ним. Это существенно повышает эффективность внушения позитивных образов и состояний. Поэтому, побочным эффектом метода является отсутствие вредных привычек у преподавателей и большинства выпускников НИИ КГ. Ратификация в позитивной гипнотерапии отличается непрерывным характером благодаря постоянной поддержке – вербальной и невербальной. Клиент ощущает её как пронизывающую атмосферу, как ощущаемый телесно фон, как окутывающее поле поддержки. Ни терапевтические провокации, ни юмор не нарушают, но углубляют транс. Такое позитивное поле принимается клиентом без критики, гипнотично по природе, и поэтому здесь гипнотические феномены ведут к углублению транса, в дополнение к тому, как в эриксоновской терапии наведение транса ведёт к гипнотическим феноменам.
Это не просто создает мощную творческую обстановку с запуском ресурсов бессознательного в лечении. Биоэнергетический процесс гипнотического оздоровления запускает у клиента дремлющие процессы самоисцеления, которые продолжают работать и после завершения гипнотерапии, стойко повышая качество жизни. Так объясняется и смещение акцентов в обучении гипнозу с вербальных методов на невербальные, и заражение гипнотерапевтом клиента верой, радостью и глубоким удовлетворением, полнотой участия в исцелении, протекающем с творческим телесно-эмоциональным самовыражением. В частности, для углубления профессиональной чувствительности, в процессе формирования раппорта гипнотерапевт упражняет невербальные полевые навыки восприятия состояний и действий клиента, делая это без утраты терапевтической позиции. Это явление можно назвать полевой эмпатией. Поэтому в «неосознанной компетентности» работающего позитивного гипнотерапевта переплетены опытные знания вербальной, невербальной и полевой синхронизации поведения, которая естественно встраивается в динамику терапевтического альянса. Кроме того, на развитых стадиях работа проходит в труднообъяснимом внутреннем резонансе между сознанием и бессознательным – и у самого терапевта, и в отношениях с клиентом, стимулируя и клиента к внутреннему согласию. Такой навык требует долгой тренировки и своих физических состояний (позитивные гипнотерапевты активно заняты спортом и физическими упражнениями), и широкого диапазона навыков управления восприятиями и состояниями.
Картина мира и мироощущение позитивного гипнотерапевта, поэтому, отличаются от картины мира классических гипнологов. Мироощущение здесь связано с доверием и к силам организма, поддерживающим его собственную целостность, и к процессам согласования организма и мира. Такая научная картина мира полна самосогласованных сил, и называется новым холизмом, или синергетикой. Самоорганизация и параллельные процессы, поэтому, не являются только жаргоном гипнотерапевта. Они
ощущаются, осознаются как факты самосогласованной жизни тела, эмоций, движений и жизни духовной. Этим объясняется и большое количество упражнений и синхронизирующих взаимодействий в движении, и пристальное внимание к биоэнергетике здоровых эмоций, указывающих на естественную реализацию намерений. Отсюда много работы с навыками глубокого расслабления, с формированием полноценного сна и секса, отсюда и особый интерес к дыхательным техникам и навыкам, приобретаемым во взаимодействии в танце и даже восточных единоборствах. Для этого и тренировка осознанного внимания к динамике эмоций, состояний – своих и клиента, к социальной адаптации-дезадаптации, к качеству социальной жизни и благосостоянию.
Среди основных убеждений гипнотерапевта – подтверждённое опытом знание, которое обеспечивает половину успеха в установлении раппорта: человек – это тайна, загадка, полная радости и счастья; жизнь человека предназначена для того, чтобы как можно полнее выразить весь позитивный эмоциональный и творческий потенциал личности. Это — углубление позиции Милтона Эриксона в отношении клиентов и учеников и его веры «Ты можешь!» (You can!). В основание позитивной гипнотерапии включены и академические знания позитивной психологии, а именно исследования выученного оптимизма, радости, удовольствии, а также исследования состояния вовлечённости в работу (потока) для осуществления цели. Учебная установка «вера и есть гипноз» сочетается с преднамеренной передачей гипнотерапевтом клиенту позитивных состояний (фактически – обучение состояниям) и образов в процессе расслабленного взаимодействия: работа стоя или лежа в (микро- и макро-) движении очень эффективна. Позитивная трансовая работа по силе влияния и эффективности преобразования личности напоминает пластические возможности детской игры, отличаясь от неё преднамеренностью, компетентностью и осознанным соучастием.
Арсенал методов позитивной гипнотерапии – это, кроме базовых умений гипнолога, способы актуализации, разворачивания скрытой за страданием и болью творческой силы клиента, возможностей самоисцеления и саморазвития. Более продвинутая работа гипнотерапевта предполагает глубокую работу с голосом и эмоциями клиента, эффективное соединение гипноанализа и умения работать с болью, планомерную трансовую актуализацию позитивных черт характера (шесть групп добродетелей позитивной психологии
[79] — мудрости и знания, смелости, человечности, справедливости, воздержания, трансценденции). Перенос особенностей образов, атмосферы и поля отношений с гипнотерапевтом в собственное пространство клиента продвигает его в сторону полноценной жизни. Восстановление своих действительных, но прежде скрытых, побуждений, желаний, истинных намерений — и осознанное удержание необходимого уровня энергии для использования из в саморазвитии – это продвинутые этапы позитивной гипнотерапии. Это наилучшее осуществление стратегии
планомерного вхождения в гипноз с положительными состояниями. Это и позволяет клиенту использовать навыки гипноза самостоятельно, что является индикатором эффективности позитивной гипнотерапии. Впечатление глубокого позитивного заражения сохраняется у клиента длительный период времени после терапии, и это полностью соответствует и атмосфере обучения в НИИ КГ.
К областям прикладного применения позитивной гипнотерапии можно отнести психосоматическую гипнотерапию для широкого спектра клинических показаний. В гипнотерапии происходит активизация глубинных механизмов реадаптации целостной личности, преобразование явных и латентных стрессовых реакций, восстановление энергопотенциала. При этом активно используются техники и физиологические механизмы актуализации позитивных черт, оптимизма и состояния счастья. Метод зарекомендовал себя и в работе с хронической и душевной болью, в том числе в рамках тяжёлых системных заболеваний в клиниках Москвы и Парижа. Творческое соединение всего спектра методов гипнотерапии и позитивной психологии, в соединении с находками директора и преподавателей НИИ КГ, непрерывно совершенствует программу подготовки студентов.
Метод MRTE С.А.Болсуна и А.В.Подгорного Метод MRTE (Mindful Restructuring of Traumatic Experience; ОРТО — Осознанного Реструктурирования Травматического Опыта
[80]) состоит из двух относительно самостоятельных частей – методов систематической тренировки осознанного внимания и методов гипнотерапевтической работы. Систематическая тренировка осознанности проводится с применением программы Mindfulness Based Stress Reduction (MBSR). Её разработчик Дж.Кабат-Зинн, PhD
[81] отказался от сложных для западного ума буддистских построений, и выстроил работу по тренировке концентрации внимания для снижения стресса на основе буддистской медитации внимательности. Авторы метода MRTE соединили свойства натренированного сфокусированного внимания (известного в психотерапии как mindfulness
[82] — внимательность, полнота внимания) и методы реконсолидации памяти
[83] травматических ситуаций у клиента в рамках гипноанализа и гипнотического (регрессионного) реструктурирования травматического опыта клиента на всю глубину истории отдельно взятой психологической травмы.
Работа с клиентом начинается с обучения внимательности. На лекциях поясняется роль внимательности, изучаются её важнейшие свойства – способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать и осознавать – себя и другого, мир вокруг. Это приводит к полноте осознания происходящего в самом себе и в ситуации, тренирует состояние присутствия, и ведёт к уважению себя и к растущей осознанности своей жизни. Поясняется, что как медитация, так и гипнотерапия предназначены для выхода из «транса повседневности» — неосознанности и обусловленности и для смены субъективной шкалы значений, приписываемых прошлым событиям. Осознанность, безоценочное наблюдение – это базовые навыки новой повседневности, и условия выхода из обусловленности болью и травмой, «негативного транса». Они требуют ежедневной практики. Программа тренировки внимательности, необходимая для её использования в гипнотерапии, длится минимум восемь недель, и обучение внимательности проходит под наблюдением гипнотерапевта, владеющего техниками управления вниманием. За это время вырабатываются такие навыки отношения к собственным психологическим феноменам клиента как безоценочность, терпение, принятие, пребывание в настоящем моменте (не-стремление), интерес, восприятие без ожиданий (ум новичка), доброжелательность и непривязанность к любым психологическим феноменам (чувствам, образам, импульсам и т.д.). Обучающий терапевт следит за тщательностью формирования навыков осознания и за работой с тренировочными стимулами с низкой субъективной значимостью. Также проводится обучение клиента наблюдению за дыханием для стабилизации эмоциональных состояний. Навыки позволяют переживать процесс внимательности к стимулам, а также своим чувствам и ощущениям разной интенсивности в состоянии неконцептуального осознания, и укрепляют его способность сохранять невозмутимость и стабилизировать эмоциональное состояние в процессе систематического пересмотра эмоциональных следов травмирующих воспоминаний. Вторая часть гипнотерапевтическая, и связана она с систематической работой по реконсолидации памяти клиента. Согласно исследованиеям Даниэлы Шиллер, перестройка биологической основы памяти (консодлидированных белковых связей) возможна в ограниченном временном отрезке после актуализации травматических воспоминаний
[84] и правильной работе для снижения патогенного рефлекса до полного угасания. Для этой части также предусмотрена предварительная подготовка травмирующего стимульного материала (слов и образов) и дальнейшая работа пересмотра соответствующих стимулу эмоционально-значимых событий.
Работа протекает по следующему сценарию. Во время поиска травматического содержания в прошлом клиента, в течение первой половины сеанса, собирается стимульный материал. Формируется готовность клиента к осознанной проработке, чтобы во время последующего погружения клиента в неконцептуальный транс собранные стимулы можно было предъявить без искажения. Стимулы выбираются при описании клиентом травмирующих событий по признакам интенсивности эмоциональных реакций. Терапевт в ограниченный промежуток времени предъявляет болезненные стимулы. Созерцая свои реакции на предложенные терапевтом стимулы неконцептуально, клиент входит в опыт, а гипнотерапевт отслеживает качество состояний клиента. Гипнотерапевт отслеживает процесс нейтрализации клиентом сформированного в прошлом отношения к стимулу. Клиент стабилизирует дыханием выраженную в теле эмоцию, осознаёт её неконцептуально, формируя и удерживая невозмутимость. Это позволяет модифицировать опыт травмы и создать новый субъективный опыт, сопровождающийся невозмутимостью (реконсолидация памяти). Так как преобразование опыта в неконцептуальном осознании и стабилизации дыханием полностью нейтрализует старые связи и значимые эмоциональные отношения, это меняет и ощущения, и суждения, прежде связанные с содержанием аффекта. Психотерапевтический эффект реконсолидации заменяет предыдущий рефлекторный опыт. Любой проработанный таким образом болезненный опыт теряет свой травматический эффект и заменяется новым. Он теряет и своё прежнее психологическое значение, и вместе с ним угасает целая цепь болезненных отношений и ожиданий.
Когда уровень неконцептуальной практики клиента возрастает до уровня мастерства, она включается в домашнюю работу клиента. Клиент имеет ряд заданий, а также обширный инструментарий для качественной проработки опыта и реакций на любые провоцирующие стимулы. К утренним медитациям добавляются видоизменённые вечерние для неконцептуального осознания материала каждого дня. Также используется опросник для самостоятельной проработки состояний клиента. В конечном итоге у клиента появляется качество невозмутимости как личностная черта, а также навыки анализа состояний и выявления пусковых механизмов нежелательных состояний.
Успешная работа позволяет добиться пересмотра очень широкого диапазона травматического опыта клиента с применением техник регрессионной гипнотерапии. Такой пересмотр, сделанный единожды, надолго сохраняет у клиента ощущение освобождения, глубокого покоя и чувство самосоответствия. Травматический опыт находит своё логическое место в жизни с низкой осознанностью и ответственностью и неразвитыми навыками управления восприятием и действием. В то же время, развивающаяся и практикующая методы гипнотического и психологического оздоровления личность клиента реструктурирует свою эволюционную ось «восприятие-осознание-действие», и переориентирует её в сторону закономерного духовного самосовершенствования себя-в-мире. Духовное в широком смысле относится к высшим человеческим достижениям в культуре, морали, социуме, философском представлении высшего смысла жизни человека, психологии и здоровье. Оно не подчиняется духу в контексте одной религии или узкого «самого лучшего» мировоззрения. В строго научном смысле, медитация mindfulness — наилучшее состояние ума для наблюдения себя и мира в целом. И духовно-ориентированная гипнотерапия с применением техник внимательности как раз и занята теми состояниями сознания, которые приводят человека в оптимальное психологическое, эмоционально-умственное, а также психосоматическое и морально-духовное состояние. Проверенный и присвоенный алгоритм умственной и эмоциональной деавтоматизации патологических паттернов поведения позволяет подняться над жизнью на «автопилоте» к панорамному непредвзятому восприятию событий. Это один из самых эффективных способов осмысленно выбирать события жизни с помощью внимания и гипнотерапии. Опыт неинтерпретирующего восприятия, неконцептуальное осознание само несёт смысл. Познавательный процесс из когнитивно-рассудочного, во многом вербального реструктурируется в сторону познания как надвербального соучастия, присутствия, безоценочного сопереживания событию и человеку здесь-и-сейчас через процесс осознающего восприятия.
Методика духовно-ориентированного самогипноза И.Сафарова Самогипноз как основа гипнотерапии был постулирован в работе Э.Куэ «Сознательное самовнушение». Слово сознательное состоит из приставки со- и корня знать, и означает совместное знание. Кто с кем знает совместно, если человек занят самогипнозом? Какая часть человека совмещает, согласует знание (понимание) с какой-то другой? И как передается влияние от одной части к другой? Как в этом участвует гипнотерапевт? Для ответов на эти и другие вопросы необходима тщательность, с которой к феноменам гипноза подходил выдающийся отечественный гипнолог и психиатр Владимир Михайлович Бехтерев. Его методичность в научной дифференциации и объединении гипноза и внушения
[85] при отказе от мистификации гипноза – высокий образец осознанности в науке.
В предыдущем неполном описании предпосылок для построения духовно-ориентированной гипнотерапии большую часть занимает описание духовного я человека, и мотивационного центра я. Последнее – это то, что находится на переднем плане саморегуляции, пока духовное я не обнаружено интроспективной и медитативной практикой. С позиций человека как целостной динамической эволюционирующей системы нужно допустить, что феномены мотивационного центра и процессов взаимодействия личности и мира, личности с другими людьми связаны между собой. И опыт доктора Э.Куэ, и опыты других успешных гипнотепрапевтов, спортсменов, политиков, мастеров единоборств и йогов, занятых саморегуляцией, в частности, самогипнозом нуждаются в обобщенном описании механизмов и динамики самогипноза.
Тогда методологический вопрос о самогипнозе может быть поставлен так:
Как возможен самогипноз? В привычном классическом обобщении в гипнологии, человек представляет собой совокупность сознания, бессознательного и тела. Психологическими составляющими личности и её инструментами самовыражения в текущих условиях внешней и внутренней среды выступают мышление, эмоции, воля и поведение – то, что понятно и академически-настроенному уму, и субъекту самоисследования. В духовно-ориентированной гипнотерапии целостная личность дополняется уровнем её управления – субъективной областью, в которой обнаруживается мотивационный центр я. Как выяснилось, в данной области интроспективно регистрируется и управляется множество феноменов и процессов внутреннего или духовного я. Значит, мотивационный центр и личность составляют целостную, как минимум двухуровневую динамическую психосоматическую систему. В таком представлении субъекта иерархия проста: область мотивационного центра (при целенаправленной осознанной работе с собой — духовного я) личности – надсистема, а феномены личности с её «программным обеспечением», опытом и средствами исполнения и личной энергией – в роли подчинённой системы (подсистемы). Между подсистемой и надсистемой в динамическом равновесии функционирования любого живого организма обязательно существует сообщение с обратными связями. Системная работа любого эволюционирующего организма организована вокруг цикла восприятие-действие
[86], а в случае осознанного преднамеренного
[87] действия человека – вокруг цикла опыта с участием осознания
[88]. В цикл опыта (или цикл контакта организм-среда) человека включены следующие функции: перцептивные, аффективные, когнитивные, функция выбора и преднамеренного действия, функции границ «организм-среда». Исходя из этого описания, можно самогипноз рассматривать как осознанные и преднамеренные действия в процессе управления собственными состояниями и удовлетворением потребностей. При этом внимание и восприятие являются сложной целостной функцией с собственной энергией, всегда синхронизированной с направлением преднамеренного действия (значит, и исходного намерения). В рамках цикла опыта энергия внимания играет роль основной энергии человека
[89]. От её направления, от степени
осознанности направления внимания, в том числе на возможные выборы со стороны мотивационного центра, зависит всецело результат действия. Известно, что
принудительное мышление является серьёзным препятствием для построения позитивных отношений с собой, миром и другими, как в трансе, так и вне его (А.Н.Блинков). Также длительный опыт психотерапии с применением осознания показывает, что «принудительное внимание – это ключевой источник искажений при формировании «я» человека.»
[90] Внимание – сфокусированное и активное — указывает на ключевую область, где протекает психосоматический процесс преобразования: где внимание, там и образ, и энергия, и направление намерения. Узко ассоциированное с чем-то одним, и в гипнозе и в гештальт-терапии оно диссоциировано со всем остальным фоном. В процессе фокусирования внимания восприятие регистрирует туннельный эффект в разной степени выраженности, когда объекты или образы фона не различаются. Поэтому
собственное преднамеренное управление вниманием для целей оздоровления, развития и трансформации личности – стратегически важная задача в любом виде психотерапии. Управление эффективно только при полном согласовании действий гипнотерапевта и клиента, а также при согласии клиента на собственные саморегулирующие усилия – их содержание и направленность. Когда вниманием управляет сам субъект внимания, или когда он согласен с действиями над вниманием его гипнотерапевта, тогда и схема обратной связи от внимания к субъекту работает самосогласованно и без посредников. Тогда ось «внимание-осознание-выбор-преднамеренное действие» организует вектор психологической силы субъекта намерения
[91]. Это направление — важнейшая ось активности динамической системы, по которой меняются управляющие параметры. Это справедливо и для психологии самогипноза, и для динамики терапевтического альянса гипнотерапевт-клиент. Ось эта исходит из, и базируется на мотивационном центре я. Исток наблюдения за собой и миром, другими также находится в мотивационном центре. Мотивационный центр я, таким образом, совпадает с субъектом-наблюдателем, с субъектом, изъявляющим волю, намерение, и осуществляющим выборы – осознанно или нет. Конец вектора внимания очерчивает траектории возможных направлений внимания-действия в субъективно-значимом перцептивном пространстве, в том числе и по направлению к явлениям внутреннего плана личности – во всём её аффективно-когнитивном и проприоцептивном пространстве. Управляющая надсистема личности, таким образом, занимает психологическое место «за» проявлениями личности, в «ложе» наблюдателя.
Ответ на вопрос «как возможен самогипноз?», таким образом, очевиден.
Согласие на изменение доминирующего образа мира, я-концепции, настроения, согласие на вмешательство в травматический и другой опыт личности, на работу с сопротивлениями и защитами, даже согласие на изменение питания, партнера, работы и программы телевещания, согласие на использование техник расслабления и самовнушения образов и состояний, коротко – согласие на любые перестройки личности даёт
мотивационный центр я, а в случае длительной тренировки – духовное я человека. Именно эта
надсистемная часть личности способна организовать волевое, преднамеренное управление наблюдением, вниманием, осознанием, расслаблением, принятием или отказом. Подобно вольтеровскому мещанину, который не знал, что всю жизнь говорил прозой, успешная в самогипнозе личность может и не осознавать того, что управляет собой из наличного, или за-личного пространства. При осознанных занятиях упражнением из Раджа-йоги (в современной модификации с учётом психологических знаний) для дифференциации природного я («
Пракрити») и духовного я («
Пуруша») нужно делать ту же работу:
«У меня есть тело. Я его уважаю и забочусь о нём. И я — это не моё тело, я это осозна
ю. У меня есть чувства, они выражают силы действия, и я их осозна
ю. И я – не мои чувства. У меня есть мысли, они структурируют текущую реальность и направляют действия, и я их осозна
ю. И я – не мои мысли.
Я – не моё тело. Я – не мои мысли. Я – не мои чувства. И я это осозна
ю. Я – наблюдатель. Я – свидетель. Я – бытие здесь-и-сейчас. Я осознаю появляющиеся импульсы и намерения. Я выбираю. Я – источник моего индивидуального сознания, воли и поступков».
Духовная ориентация в самогипнозе организует
ответственность за эту работу. Она реализуется, прежде всего, ясным представлением у клиента о том, с какой целью он намеревается воспользоваться трансовым состоянием и образами для изменений. Поэтому лучший первый шаг в самогипнозе — диссоциация с внешними процессами и проявлениями личности, и осознание разницы между психосоматическими инструментами и выбирающим я. На практике эта позиция нуждается в упражнении. Поэтому, следующим шагом необходимо осознанно ассоциироваться, отождествить себя с наблюдателем, с источником
пассивного неинтерпретирующего свидетеля, источника процесса наблюдения и психологического места осознания себя и феноменов наблюдения, интроспекции. В другом,
активном режиме источник наблюдения становится собственно мотивационным центром, источником влияния. Только ассоциация с наблюдающим, созерцающим и констатирующим, выбирающим и осознающим я позволяет непротиворечиво нести ответственность за свои выборы, реализацию и результаты самогипноза.
В процессе ассоциации-диссоциации с мотивационным центром (при надлежащей практике — с духовным я, психическим существом), который не имеет форму предмета или вещи (Ни-что Ж.-П. Сартра) проявляется подвижность я-сознания в его познающей деятельности. Способность мотивационного центра я
сопереживать и становиться на место другого я,
синхронизироваться с ним в состоянии
встречи (М.Бубер, С.Франк, Дж.Бьюдженталь, Дж.Зинкер, и др.),
присутствовать, постигать, меняя начало отсчёта я – это развитие функции зеркальных нейронов
[92] во фронтальных отделах лобных долей мозга человека и приматов.