Откуда берется доброта?

Перевод с английского: Сергей Болсун
Источник: mindful.org
В своем новом исследовании ученые попытались ответить на вопрос о том, какие факторы влияют на доброту человека. С этой целью они объединили методы различных отраслей науки.

Почему у вас возникает желание помогать другим людям? Возможно, за этим стоит неподдельная доброжелательность? Вы это делаете, потому что в будущем этот человек может быть вам полезен? Или же это показная, наигранная доброта – чтобы другие люди не сочли вас за эгоиста? А может быть, вы руководствуетесь более высокими принципами и таким образом пытаетесь восстановить справедливость?

Ученые рассмотрели все эти вопросы.

Возможно, вы немного обрадуетесь тому, что исследователи так и не определили формулу доброты. Однако благодаря результатам масштабного исследования команды новаторов из Германии теперь мы на один шаг ближе к некоторым ответам.

С целью исследования граней добра исследователи Энн Бёклер, Анита Туше и Таня Зингер проанкетировали 329 добровольцев, которые ответили на вопросы о сочувствии, доброте и личности.

Ученые также зафиксировали и систематизировали данные о поведении испытуемых во время выполнения заданий за компьютером и в лаборатории, предназначенных для измерения «уровня» доброты, личной выгоды (например, «теоретико-игровая модель принятия решений» и «выявление закономерности распределения»), а также результаты выполнения набора заданий, целью которых был анализ когнитивных навыков.

Уникальность этих данных заключается в сочетании информации из различных областей научного знания: психологии, нейробиологии и поведенческой экономики.
Эти сведения представляют собой огромную ценность, поскольку на сегодняшний день не существует точного и единого научного обоснования понятия человеческой доброты: выводы психологов могут идти вразрез с выводами экономистов или же они могут быть не в курсе последних открытий нейробиологов . Это происходит в основном по причине закрытого характера академических кругов, а также различия в концепциях и рамках , в соответствии с которыми определяется способ проведения исследования, анализа данных и интерпретации. Цель команды исследователей из Германии — дать точное и всеобъемлющее обоснование понятия человеческой доброты, которую ученые часто называют «просоциальным поведением».
Для того, чтобы понять, какие механизмы подталкивают человека на добрые дела, ученые «поместили» все показатели половины участников своего исследования в большом цифровой «плавильный котел». Затем, они провели статистический тест под названием «исследовательский факторный анализ» (ИФА). Такой анализ позволяет проследить за тем,
например, будут ли люди с высокими показателями по шкале макиавеллизма (черствые, эгоистичные, относящиеся с презрением к другим) чаще осуществлять выбор, исходя из эгоистических, нежели взаимовыгодных интересов, тогда, когда им будут предложены обе альтернативы? (Если вам не терпится узнать – ответ на этот вопрос «да»).

Показатели ИФА можно разделить на четыре категории, которые наилучшим образом демонстрируют природу и мотивацию человеческой доброты:
подлинная доброта (доброжелательность);
стратегическая доброта (предполагает максимальную выгоду при отсутствии затрат или потерь);
доброта, мотивированная нормами (помогая или наказывая кого-либо, человек таким образом восстанавливает справедливость);
самооценочная доброта.
И каков же вывод? Все мы в разной степени склонны к подлинной доброте. Отчасти желание помогать другим зависит от нашего самочувствия, а также как бы странно это ни звучало, от уровня интеллекта. Помимо подлинной доброты, проявление других видов доброты зависит от возраста, пола, уровня материального благосостояния, а также от того, есть ли у нас дети. Тем не менее, их анализ не показывает того, насколько один человек добрее другого. Скорее наоборот, он дает информацию о том, откуда берется человеческая доброта, будь она безграничной или очень скромной. С учетом вышесказанного, представляем вашему вниманию факторы, которые оказывают наибольшее влияние на формирование доброты.

Чувства. То, как мы обычно чувствуем себя, то есть испытываем мы больше позитивных или негативных эмоций в жизни, влияет на нашу тенденцию к проявлению подлинной доброты. Например, у людей, менее склонных испытывать негативные эмоции, чаще проявляется подлинная доброта. Другими словами, чем реже вы бываете в плохом настроении, тем вы более склонны к проявлению бескорыстной доброты. Эти выводы нашли подтверждение в книгах множества других авторов: личные страдания могут препятствовать социальной настроенности и установлению контакта с другими людьми и, в свою очередь, проявлению доброты. Однако есть один очень интересный нюанс: у людей, которые оценивают себя как чаще испытывающих положительные эмоции, зафиксированы более высокие показатели самооценочной доброты, но никак не подлинной. То есть в хорошем настроении гораздо проще представить себя добрым человеком, однако этот воображаемый образ не обязательно является доказательством того, что вы помогаете кому-либо с неподдельной добротой.

Уровень интеллекта. У участников, показавших высокие результаты при выполнении тестов на внимательность, когнитивных и IQ тестов, обнаруживалась большая склонность к подлинной доброте, и гораздо меньшая к проявлению стратегической или мотивированной нормами доброты. К тому же эти люди не считают себя «добряками». Эти открытия противоречат популярному предубеждению о том, что люди с высоким уровнем интеллекта, прежде чем помочь кому-либо, тщательно все просчитывают или же оценивают то, насколько их поступок будет соответствовать устоявшимся в обществе нормам. Люди с более низким уровнем интеллекта, совершая добрые дела, напротив исходили из личных или взаимовыгодных интересов, а также оценивали влияние поступка на их репутацию. Точно так же, как и низкий уровень негатива, ученые связывают высокие баллы по тестам на определение умственных способностей с проявлением «доброты во имя доброты».

Возраст, деньги, семья и пол. В своем исследовании ученые выяснили, что на доброту также влияют демографические факторы. Чем старше становятся люди, тем менее они склонны к проявлению подлинной доброты. Точно так же дело обстоит и с добротой, мотивированной нормами. Однако это вовсе не означает, что с возрастом они теряют свою доброту. Это говорит только о том, что пожилых людей мало интересуют вопросы взаимной выгоды, справедливости и репутации. Теперь их доброта больше зависит от анализа эффективности прилагаемых усилий.
Исследователи наблюдали подобный сценарий и при анализе уровня месячного дохода: по мере его роста снижалась склонность к проявлению подлинной доброты. Количество случаев проявления стратегической доброты также пошло на убыль. Однако уровень дохода никак не повлиял на проявление доброты, мотивированной нормами. Это говорит о том, что социальные нормы взаимопомощи и справедливости мало зависят от положения индивидуума в обществе. И, наконец, исследование показывает, что люди с высоким уровнем дохода считают себя более разборчивыми в своей доброте. Связано ли это с их меньшей склонностью к подлинной доброте? На этот вопрос ученые не могут дать точного ответа.

Что касается семьи, то у участников-родителей обнаружена более низкая склонность к проявлению подлинной доброты, однако на это никак не влияли другие факторы доброты, как например, возраст, уровень дохода, пол. Действительно ли жизнь родителя настолько изнуряет человека, что в ней не найдется места для подлинной доброты? Опять же, только последующее исследование даст ответ на этот вопрос. Данное исследование также частично подтвердило общие гендерные стереотипы относительно доброты: у женщин проявилась большая склонность к самооценочной доброте. А желание помогать от чистого сердца действительно чаще возникает у мужчин.

После проведения ИФА и анализа закономерностей, кратко изложенных выше, Бёклер, Туше и Зингер провели конфирматорный факторный анализ. Для этого они ввели остальную часть своих данных (показатели второй половины участников исследования) в их исходную четырех-факторную модель доброты. Этот анализ полностью повторил результаты эксперимента с делением доброты на категории, и выявил те же закономерности между эмоциональными реакциями, уровнем интеллекта, демографическими показателями, а также силой воздействия каждого из этих факторов на особенности проявления доброты у разных людей.

Значение этого исследования заключается в том, что оно подготавливает почву для системного проектирования модели человеческой доброты, в качестве составляющих частей которой будут входить умственные и поведенческие основы, а также различные контекстные параметры. Также данное исследование предоставляет теоретический план действий для растущего количества научных работ, затрагивающих извечные вопросы добродетели и выживания человечества.

«Во времена таких глобальных кризисов, как климатический, финансовый и миграционный кризис, вопрос изменения просоциального поведения человека в сторону глобальной ответственности, безусловно, является одним из самых острых», — пишут авторы. Научный подход к пониманию того, какие механизмы стоят за человеческой добротой, является первым важным шагом на пути к открытию способов, благодаря которым мы сможем усилить в себе это качество. Всем известна мудрая истина: когда мы делаем добро другому человеку, на душе становится светло и радостно!