Детский и взрослый мозг

СИНХРОНИЗИРУЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

Вы когда-нибудь чувствовали контакт с ребенком на глубинном уровне во время игры? Даже если ребенок еще не умеет разговаривать. Новое исследование показывает, что вы и ребенок в эти моменты буквально «находитесь на одной волне», испытывая сходную активность в одних и тех же зонах мозга.

Адаптированный перевод с английского: Сергей Болсун
Это не ваше воображение — вы и ваш ребенок действительно на одной волне. Команда исследователей из Принстона разработала способ измерения активности мозга ребенка и взрослого во время естественного взаимодействия. В своем эксперименте взрослый провел пять минут, играя, напевая песни и читая сказки с малышами, а исследователи измеряли их нейронную синхронность, используя метод, называемый функциональной спектроскопией ближнего инфракрасного диапазона.

Команда исследователей из Принстона провела первое исследование того, как мозг ребенка и мозг взрослого взаимодействуют во время естественной игры, и они обнаружили измеримое сходство в их активности. Исследование проводилось в Принстонской детской лаборатории, где ученые университета изучают, как дети учатся видеть, говорить и понимать мир.


«Предыдущее исследование показало, что мозг одного взрослого синхронизируется с мозгом другого взрослого, когда они вместе смотрят фильмы и слушают истории, но мало известно о том, как эта синхронность развивается в первые годы жизни», — сказала Элиз Пьяцца, научный сотрудник в Принстонском институте нейронаук (PNI) и первый автор статьи, опубликованной 17 декабря 2019 года.

Пьяцца и ее соавторы — Лиат Хасенфратц, научный сотрудник PNI; Ури Хассон, профессор психологии и неврологии; и Кейси Лью-Уильямс, адъюнкт-профессор психологии, — утверждают, что нейронная синхронность имеет важные последствия для социального развития ребенка и развития способностей к изучению языков.

Эксперимент состоял из двух частей. В одном из них взрослый экспериментатор провел пять минут, общаясь непосредственно с ребенком — играя с игрушками, пел стихи или читал сказки — пока ребенок сидел на коленях у родителей. В другом экспериментатор повернулся в сторону и рассказал историю другому взрослому, пока ребенок тихо играл со своим родителем.

Исследователи обнаружили, что во время очных сессий мозг ребенка синхронизировался с мозгом взрослого в нескольких областях, которые, как известно, вовлечены в понимание мира на высоком уровне — возможно, помогают детям понять общий смысл рассказа или мотивы действий взрослых.
Когда взрослый и младенец отворачивались друг от друга и общались с другими людьми, связь между ними исчезала.

Это соответствует ожиданиям исследователей, но в данных также есть сюрпризы. Например, самая сильная связь произошла в префронтальной коре, которая участвует в обучении, планировании и исполнительном функционировании, и ранее считалось, что она недостаточно развита в младенчестве.

«Мы также были удивлены, обнаружив, что мозг младенца часто «опережал» мозг взрослого на несколько секунд, предполагая, что дети не просто пассивно получают информацию, но могут направлять взрослых к следующему моменту, на котором они собираются сосредоточиться: игрушку, которую нужно подобрать, какие слова сказать», — сказал Лью-Уильямс, один из директоров Принстонской детской лаборатории.

«Во время общения взрослый и ребенок образуют петлю обратной связи», — добавил Пьяцца. «То есть мозг взрослого, по-видимому, предсказывал, когда младенцы будут улыбаться, мозг младенцев предвосхищал, когда взрослый будет больше «разговаривать с ребенком», и оба мозга отслеживали совместный зрительный контакт и совместное внимание к игрушкам. Поэтому, когда ребенок и взрослый играют вместе, их мозг динамично влияет друг на друга».