Неочевидная философия ТАС

Home / article / Неочевидная философия ТАС
Неочевидная философия ТАС

Ильдар Сафаров,

PhD, к.ф.н., Международный Институт Активации Сознания (IIAC)

Терапия Активацией Сознания (ТАС, Thérapies par Activation de la Conscience, Jean Becchio et al. (Жан Беккио и др.) ) появляется в эпоху прагматического отношения ко всему, что стоит и движется, и одновременного беспрецедентного роста объёма знаний в области психологии и нейронаук.

В то же время мы сталкиваемся с грандиозной социально-политической встряской, которая и не снилась активистам социальных, научных и экологических движений «в меняющемся мире» каких-то 15 лет назад — на рубеже третьего тысячелетия. Активные участники этих событий проверяют себя и мир на истину/ложь, предлагая объяснения своих громких поступков общественности и СМИ.

Это же касается областей, смежных с психологией и психотерапией, например, так называемых психологических технологий. Часто без всякого интереса к основам душевной жизни — методологической, культурной или моральной, — некоторые представители технологов сознания готовы на всё ради цунами доходов и статуса. Примечательно, что это предвидел А.Эйнштейн: «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов» (https://ru.wikiquote.org/wiki/Альберт_Эйнштейн).

Чтобы уменьшить вероятность расцвета поколения идиотов, считаем, что наше усилие по философскому осмыслению ТАС с синтетической математико-нейробиологической и когнитивной основой оправдано.

Для группы мыслящих, живых и устремлённых, смысл психотерапии – в помощи для обретения душевного здоровья и внутреннего равновесия, в улучшении качества внутренней – психосоматической и духовной — и социальной жизни человека. В процессе осуществления помощи ТАС продвигает человека вглубь себя, устанавливая всё более надёжное внутреннее равновесие и осознанную устойчивость по отношению к неблагоприятным воздействиям. Она наделяет навыками самотерапии и заботы о себе на пути развития и в динамическом равновесии взаимоотношений.  Психотерапия как область практики — следствие растущей сложности жизни, и это особенно относится к активации внимания и сознания.

Некоторые отечественные экологи выразили особенность современной среды обитания печальным сравнением: если оживить А.С.Пушкина, то он проживёт в нашем времени не более 2 недель. Он не выдержит шквала эмоциональной нагрузки, информации и экологического загрязнения.

Среда, тем не менее, усложняется непрерывно (извините, Александр Сергеевич!), и для сохранения целостности мы вынуждены обладать соответствующей сложностью внимания, осознания и действий. Прежде мы могли опираться на социальные институты в наших повседневных нуждах, а в науке – на редукционизм эксперимента без субъекта.  Сегодня же мы, если не хотим стать помощниками бездушного технологического молоха, всё больше вынуждены опираться на природу активированного внимания и осознанных действий. Проникновение в субъективную жизнь и опыт её применения нам предлагают гениальные философы и духовники на протяжении всей истории. Использовать их – нелегкий труд. «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники» (А.Эйнштейн).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель не подозревал о том, что оказался в среди отцов-основателей философии Великой Октябрьской Социалистической Революции. Он умер на 39 лет раньше рождения В.Ульянова, и не смог возмутиться тем, как идею Абсолютного духа отбрасывали, а полноту универсума расчленяли на противостояние духа и материи. Теперь нужно забыть ленинские интерпретации Гегеля. Необходимо уяснить, что феноменология Абсолютного духа (изложенная в работе Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа» — введении в его философию) выражена в его психологии как индивидуальный процесс самораскрытия духа – от восприятия к рассудку и опыту. Однако, восприятия разнообразны, у каждого вида восприятия своё сознание, а опыт и обобщение играют разную роль в познании. Часто встречающееся «определение» сознания говорит о тесной связи сознания в смысле Гегеля с рассудком.

Для ТАС важна как граница между сознанием и неосознанным, так и работа сознания с неосознанным через активацию восприятия и сознания. Работа активации не может быть проведена только рассудочно-ориентированным сознанием Гегеля. За рассудочным сознанием располагается деятельное, интенциональное сознание из феноменологии Эдмунда Гуссерля. Оно имеет более общие свойства, и всегда направлено (интенционально).

Чтобы знание о предмете было несомненным (аподиктичным), необходимо овладеть операцией феноменологической редукции (эпохе) сознания. Однако, направленности на предмет недостаточно для постижения природы субъективного, так как субъективное в своем существе невещественно. Необходимость перенаправлять внимание и изучать сознание само по себе как волну высказывал психиатр и философ-экзистенциалист Карл Ясперс. И тогда приходится исследовать и субъективно-бытийную сторону сознания, перенаправляя его на «Бытие и Ничто» (Ж.-П.Сартра).

Тогда очевидно, что Ни-Что означает – не-вещь. Предметные определения как субъекта, так и его сознания здесь бессильны. Значит, и классические ньютоновские представления о предметном мире уступают место иной методологии исследования. Только ни-чтойность внимания и сознания не означают невозможности их изучения. Изучаем же мы математику как царицу наук, нисколько не смущаясь её невещественностью. На каждом шагу мы получаем подтверждения её истинности. В изучении основ ТАС необходимо принятие самих процессов внимания и осознания как структурированных явлений с обратными связями в сложной эволюционирующей системе «восприятие – осознание – действие – результат – обратная связь».

Эта упрощённая схема отражает очень важную дискретную субъектно-объектную последовательность, некую субъективно-важную совокупность процесса-и-события. Для её философско-психологического изучения необходима субъектная вовлеченность исследователя в исследуемое. Эта вовлеченность полностью совпадает с позицией психотерапевта в альянсе (раппорте) с клиентом. Эта же вовлеченность совпадает с ролью наблюдателя в квантовой теории. Вот такая перспектива – изучения и объединения философии духа в разных её индивидуальных проявлениях с открытиями разных ветвей квантовой теории – ждёт методологию ТАС.

При перепечатке ссылка на www.bolsun.ru обязательна