Дао TAC (Терапия Активацией Сознания)

Home / article / Дао TAC (Терапия Активацией Сознания)
Дао TAC (Терапия Активацией Сознания)

Ильдар Сафаров, PhD, к.ф.н.,

член Российской Коллегии Терапии Активацией Сознания (CRTAC), Международный Институт Активации Сознания (IIAC)

ТАС: что это такое?

После десятилетий дебатов в среде гипнологов о том, что «умнее» — сознание или подсознание – и результатов в пользу то одного, то другого, в публичных рассуждениях наступило затишье. Дефицит понимания существенных свойств сознания и так называемого подсознания, или феноменов, которые скрываются за этими нестрогими понятиями, сохраняется уже много десятилетий.

Тем временем в соседних университетских аудиториях энтузиасты исследования интеллекта и его моделирования приближали эру новых компьютерных технологий и создавали инструментальный прорыв в получении знаний о работе мозга. Новые области знания — коннектомика и исследования мозга с помощью магнито-резонансной томографии, компьютерные нейронауки, когнитивная лингвистика и другие — возникли в конце 20 века и в первые десятилетия века 21-го.

Они привели к неукротимому потоку новых сведений о работе мозга и сознания. Эти исследования и практические пробы на их основе быстро меняют классические представления о работе сознания и его влияния на биологию и физиологию тела. Справедливо вспомнить и Грегори Бейтсона с Полом Ватцлавиком, которые показали пример положительного влияния кибернетики на концепции взаимоотношений у людей.

Дальнейшее взаимопроникновение наук об управлении (от кибернетики и общей теории систем до теории динамических систем), нейронаук и психотерапии уже затрагивают самые основы работы мозга, сильно меняя и представления об измененных состояниях сознания, и о внимании, и о действии мотивов и свободы воли.

Надеемся, что они и помогут нам получить общее теоретическое описание того, как решение может быть принято человеком задолго до его осознания (эксперименты Benjamin Libet) или как возможны хирургические операции с обезболиванием гипнозом почти или полностью без лекарств, а также почему амигдала сокращается в размерах и уменьшает переживания страха у субъекта при регулярной длительной медитации.

Медитация mindfulness, несмело проникавшая в среду психотерапии в 20 веке, заинтересовала сначала Гештальт-терапевтов и Процессуально-ориентированную терапевтическую практику.

Множество клиницистов в Европе и США, России и других странах мира с традиционно западной наукой ставили эксперименты с медитацией на себе. К ним также относится признанный специалист в области гипноза и измененных состояний сознания Чарльз Тарт. Много десятилетий он продвигает синтез общетерапевтических представлений и естествоведческий взгляд на сознание.

К ним также можно отнести и исследователя дзен-буддизма Алана Уоттса, и многих других. Справедливости ради стоит упомянуть и индийских исследователей йоги и медитации, о которых просто не принято было говорить в мире «большой науки о мозге» (http://www.yogamdniy.nic.in), и современный Институт математики сердца (www.heartmath.com).

В конце прошлого столетия, вопреки классическим тенденциям наук о сознании, доктор Джон Каббат-Зинн сделал смелый рывок в применении випассаны в борьбе со стрессом.

Такой же прорыв в работе с болью предпринял доктор Шинзен Янг. Смелым для этих учёных было не столько приглашение пациентов и добровольцев со всего мира медитировать, сколько рискованное с философской точки зрения практическое отстранение от религиозного содержания медитации. Им удалось.

После этих смельчаков влияние медитации начали экзаменовать в классически-ориентированных видах помощи, таких как Когнитивная и Когнитивно-поведенческая психотерапия.

Эффекты медитации mindfulness и здесь проходят проверку по всей строгости законов статистики и на основе огромного объема клинического материала. Благодаря этим и другим пионерам западной медитации, круг осмелевших быстро растёт, меняя внутреннюю культуру психотерапии. Очень современным шагом российской науки является и встреча российских учёных и Далай-Ламы по вопросам совместного создания новой теории сознания (https://ria.ru/religion/20170808/1499940410.html).

Стена неприятия медитации и измененных состояний сознания рассыпается. Её разрушает и цунами научных публикаций в применении медитации и малоисследованных свойств внимания в целом спектре областей здравоохранения и помогающих отношений.

На текущей фазе исследований науку о сознании ждёт трудность: нескончаемый поток публикаций создал проблему их изучения для дальнейшего полноценного применения в психотерапии. Для этой работы также нашлись энтузиасты.

Терапия Активацией Сознания (ТАС) Thérapies par Activation de la Conscience, Jean Becchio et al. (Жан Беккио и др.) — область прикладной науки и практической психотерапевтической помощи. Она зародилась и очень быстро развивается на стыке психодинамической гипнотерапии (продолжения Эриксоновской гипнотерапии), наук о моделировании работы сознания (Stanislas Dehaene), коннектомики, знаний о построении речевой деятельности, психологии развития, антропологии и культурологии, восточной и западной философии.

Практика ТАС прекрасно описывается метафорой оперы, а её исполнение – образом слаженного исполнения солистов, хора и симфонического оркестра. Оркестр с широким диапазоном возможностей его музыкальных инструментов, а также голосовые и иные средства выразительности всего оперного действа соответствуют событию психотерапии с его инструментальными возможностями. Динамика же психотерапии-оперы задаётся закономерностями разворачивания терапевтического события, которое начинается с активации внимания. Динамика внимания изучается приборами, и в то же время может быть описана через феноменологию «пятна внимания».

В процессе ТАС активированное внимание превращается в поток влияния на субъективное состояние клиента. Именно этот поток, общий для клиента и терапевта в раппорте, и является главным инструментом работы терапевта с состояниями клиента – его эмоциями, намерением, проприоцепцией, образами, идеомоторикой.

При осуществлении фракционного транса и внушений образов – цели, состояний, преобразующих метафор — критериями успешной работы являются комфорт клиента и сохранение телесного равновесия. Ясно, что философия ТАС – это взаимопроникновение сознания и тела, расширенно – духа и материи в процессе гармонизации человека для достижения целей, которые его развивают. Поэтому в духе ТАС царит принятие, а интегрирующие паузы тишины во время терапии позволяют почувствовать всепроникающее и всевмещающее Дао.

Исполнение «оперной партии» для самореализации клиента – работа терапевта по настройке, сопровождению, совместному наполнению субъективной жизни многоплановыми метафорами и ресурсами для целенаправленного её преобразования в состоянии непрерывного равновесия, гармонии и уважения.

При перепечатке ссылка на www.bolsun.ru обязательна